Жили, дети росли. А тут беда пришла. Нет, не так. БЕДА! Страшная! Кошмарная! Война!
О войне много книг написано, фильмов снято. Но, когда слушаешь рассказ человека, видевшего всё своими глазами... Скоро уйдут последние очевидцы, и не у кого будет спросить о том, как же выжили, как победили...
Холодный декабрь 1941го. Немецкие войска стягивают свои силы к такому маленькому, но нужному городку. Ведь здесь находится важный железнодорожный узел, склады с военными запасами.
И вот они в городе.
По рассказам бабушки, немцы не убивали всех вокруг, но были сильно замерзшие и злые. Ходили по домам и кричали: "Матка, матка, кура, яйки, дай!". Приходилось отдавать! В подвале сидели две курицы, и, когда заходили немцы, мать сажала на крышку подвала детей и говорила плакать громче, чтобы кур случайно не услышали. А ещё жители старались из дома не выходить. Ведь выйдешь в валенках, в пуховой шале и ватнике из дома за водой, а вернёшься босой и без одежды. Немцы раздевали, если видели тёплую одежду. Мёрзли очень.
Пять дней немцы были в городе. А потом началось наступление наших войск. И фашистов выбили из города. Это была первая победа! Но ещё 21 месяц город оставался прифронтовым.
Рядом с домом стояла Катюша.
Она очень громко стреляла. Настолько, что первый раз все очень испугались. А маленькие братики закатились в громом крике. И мама не могла их успокоить. Уже потом они узнали, что один полностью оглох и повредился умом, а у другого испуг подействовал на сердце, и спустя несколько дней он умер. Это была их первая потеря...
Отец был на фронте с первых дней войны. И пока Бог хранил его. Он погибнет в январе 1945го в боях под Кенинсбергом. А пока писал письма. Ах, что за письма он писал! Как настоящий писатель, он присылал целые рассказы и о фронтовой жизни, и о любви к семье, фронтовые стихи и песни передавал единственной дочке Иринке. Всё невзгоды были забыты женой и детьми. Лишь бы вернулся живым! Спустя больше чем пол века, та самая Иринка горько сетовала, что не сохранилось ни одного письма.
Однажды ночью началась очередная бомбежка. Почему именно в этот момент так напугалась мама Лидия? Никто не знает. Но она собрала всех детей и кинулась прочь из дома. Они бежали прятаться в пещеры известняка. Кругом свистели пули, взрывались бомбы, а они сначала бежали, а потом скрючившись сидели в так называемой пещере и ждали, когда она упадёт им на голову. А утром, когда они пришли домой, то увидели, что дома то нет. Есть только дымящаяся воронка.
Семья переехала жить в деревню. Плохинький домик, жуткая нищета, а главное голод! Жуткий Голод!
Март. Только только побежали первые ручьи. А на печке умирают от голода её дети. И она решается на "жуткое преступление". Идёт на колхозное поле копать мерзлую картошку. Она не съедобна, растекается в руках, но позволяет выжить. В один из таких походов, её застал объездчик. Долго бил кнутом "городскую гадину", "вражину". Как не забил до смерти! Лидия неделю не могла встать, а дочка, глотая слёзы, промывала, мазала мазью страшные рубцы.
К весне 1945го в живых осталось только трое детей!
А потом заболела мама. У неё сильно болел живот. Иринка бегала в город, в больницу, просила помочь, но не было никому дела до умирающей женщины.
9 мая 1945 го бабушка помнит так, будто это было вчера. По радио объявили о капитуляции Германии. И она бежала сломя голову домой. "Победа! Победа!" - кричала девочка. "Мама, победа!". А мама заплакала и отвернулась к стенке. А на следующий день умерла...
Так она и два брата остались сиротами.
Продолжение...
Ваша Провинциальная болтушка.
Ставьте лайки.