В современной религиоведческой мысли проблема исследования феномена религиозности является одной из самых актуальных и интегральных, объединяя множество подходов и междисциплинарных методов исследования. Существует ряд альтернативных определений религиозности. С точки зрения социологии религии многие исследователи, в том числе А.М. Столяренко, В.М. Веремчук и др. предлагают рассматривать религиозность как социально-психологическое свойство, как форму социальной идентичности2. С точки зрения психологии религии религиозность определяется как мировоззренческий компонент духовного мира человека, включающий в себя религиозные представления, предмет религиозной веры, ценностные ориентации3, т.е. когнитивная и аксиологическая составляющая данного феномена. Учитывая множество подходов к исследованию данного феномена, современные исследователи, как правило, выделяют три основных критерия или составляющих религиозности: религиозного сознания или когнитивного компонента, идентификационного или поведенческого компонента, нормативно-ценностного или мотивационного компонента, который определяет жизненные ориентиры4.
Период юношества и старшего подросткового возраста является периодом активного определения ценностных ориентиров, формирования самосознания и социокультурной идентификации. Студенческая молодежь представляет собой социальную группу, которая в значительной степени в будущем будет определять особенности структуры общественного сознания. Исследуя религиозность молодежи, следует также учитывать механизмы взаимовлияния религии и социальной реальности. Религиозные организации функционируя в обществе оказывают влияние на социальные процессы, равно как трансформирующаяся социальная реальность влияет на проявления религиозности отдельного индивида и деятельность религиозных институций в целом. Поэтому исследование феномена религиозности в среде студенческой молодежи представляет особый интерес и предпринималось отечественными исследователями неоднократно5.
Задачей данного исследования является изучение особенностей поведенческого компонента религиозности студенческой молодежи Гомельщины, который выражается в культовой и внекультовой практике, а также конфессиональной принадлежности. При анкетировании предпочтение было отдано культовой практике, в качестве критериев которой были определены: частота посещения богослужений, молитвенная практика, чтение религиозной литературы, соблюдение поста. Внекультовая практика проявляется в распространении религиозных взглядов и ценностей в «неоцерковленной среде» и активном участии в социально-культурной жизни религиозной общины. Для студентов внекультовая практика не является характерным проявлением религиозности. Студенчество — это начало формирования самостоятельного жизненного стиля, отличного от родительского, для большинства — это период проживания вдали от родителей.
Подписывайтесь на наш канал и будете в курсе новых публикаций и исследований!
Исследование основывалось на обсуждении в фокус-группе, состоящей из студентов, отстаивающих различные мировоззренческие позиции по отношению к феномену религии. По результатам данного обсуждения была разработана анкета. Эмпирической базой исследования является выборочный социологический опрос среди студентов первокурсников дневной формы обучения Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого, проживающих в г. Гомеле или Гомельской области, проведенный в декабре 2016 года. Всего было анкетировано 92 студента-первокурсника в возрасте от 17 до 22 лет, что составляет примерно 20% от общего числа первокурсников данного учебного заведения. ГГТУ является техническим вузом, поэтому большинство респондентов обучается по техническим специальностям. В гендерном аспекте преобладающее большинство среди респондентов составляют представители мужского пола 88%.
Согласно результатом опроса только 22 респондента считают себя верующими, что составляет 24% от общего количества. Затрудняются с ответом 35%, большинство считают себя неверующими 41%. Примечательным является тот факт, что атеистами себя также назвали 41% студентов. Православными себя считают 32%, неопределившимися назвали себя 13%, агностиками 4% и 1 студент позиционирует себя деистом (таб. 1).
Особенностью сложившейся ситуации в молодежной среде является, с одной стороны, изменение содержания понятия «православный». С данным понятием не соотносятся характеристики понятия «человек верующий». Количество верующих, согласно результатом исследования, значительно ниже, чем тех, кто идентифицирует себя как православный или христианин. Православие отождествляют в большинстве случаев с национально-культурной идентичностью, а не с религиозной, которая определяется религиозными верой, моралью, ценностями. Взаимозаменяемость религиозной и национально-культурной идентичности свидетельствует о доминирующей роли религиозного самосознания в формировании созидающих основ современной белорусской культуры.
Таблица 1. Распределение респондентов относительно религиозной самоидентификации
Исследование выявило доминирование в гендерном аспекте верующих матерей в семьях опрошенных студентов. На вопрос являются ли родители верующими, 81% респондентов ответило, что мать является верующей, 55% — отец является верующим. Соответствующая пропорция, свидетельствующая о преобладании женской религиозности среди родителей, выстраивается и по отношению к нерелигиозности родителей. 45% составляют неверующие отцы, а матери всего 12%.
Таблица 2. Распределение респондентов в зависимости от источников получения знаний о религиозных традициях
Одним из значимых аспектов формирования религиозной идентичности является религиозное воспитание. Данные опроса свидетельствуют, что религиозное поведение в большинстве случаев заимствуется от матерей, а не от отцов (таб. 2). В качестве источников знаний о религиозных традициях студенты в подавляющем большинстве 88% назвали родителей, и большая часть 58% назвали бабушек и дедушек. Данные свидетельствуют, что для респондентов семья играет основную роль в формировании религиозных мировоззрения, ценностей и воспитания, которое проявляется в поведенческом компоненте феномена религиозности. Сопоставляя ответы респондентов об источниках знаний о религии с ответами о религиозности их родителей, можно констатировать факт, что задачи, связанные с религиозным воспитанием в семьях студентов, возлагаются на матерей.