Найти тему
Просто Алексей

Пять важных проблем ЕГЭ

Добрый день! Я работаю физиком и подрабатываю физмат репетиторством. Поэтому за несколько лет этих процессов я заметил сильный регресс и без того неидеального экзамена. Об этом и пойдет речь. Все ссылки в конце.

1) Результаты ЕГЭ субъективны и ошибочны.

Да, это действительно так. Давайте разберем на примере математики – у нас есть 19 вопросов разной сложности с определенной разбалловкой и максимальным результатом в сто баллов. Соответственно, должно быть так. Ученик, знающий математику средне, получает 60-70 баллов; ученик, знающий математику отлично, получает баллов 80-90, а ученик, знающий математику идеально, получает 90-100 или вообще получает 100 баллов по олимпиаде. И каждому уровню соответствует определенный ВУЗ, каждый из которых организует программу по математике так, чтобы ее могли понять новые студенты. Я вроде говорю очевидные вещи, однако все это работает не так.

Проблема в том, что экзамен выстроен таким образом, что за год практически любого более-менее старательного ученика можно вытянуть баллов на 80-85 достаточно спокойно. А если уж он еще и что-то соображает, то можно и на 90 замахнуться, что мною уже третий год практикуется. Поэтому такой ученик может попасть в хороший ВУЗ, где с первого же семестра будут гнать сложную математику и… ученик вылетает, потому что хорошо он знает только решение ЕГЭшных задач.

Отчасти поэтому сейчас мы наблюдаем массовый приток студентов, которые находясь на первом курсе после профильного экзамена не могут, скажем, решить квадратное уравнение. Я не шучу. Очень многие не знают базовую математику 7-9 классов, но оказываются на студенческой скамье. Хотя основная цель ЕГЭ в данном случае сказать, что вы, молодой человек, плохо знаете программу, вам бы еще посидеть, поучить. А он не говорит. И какой в этом всем смысл?

При этом знания ухудшаются, но многие институты заявляют об увеличении среднего балла за экзамены у абитуриентов!

2) ЕГЭ деградирует.

Вот давайте представим, что учащиеся начали решать с каждым годом одни и те же задачи все хуже и хуже. Соответственно, нужно что-то менять. Но вместо того, чтобы изменить обучение в школах, усилить программу, дать математикам больше часов и прочее, в ЕГЭ просто упрощаются задания. То есть не знаете – принято, вычеркиваем!

Это прослеживается, если сравнить реальные варианты ЕГЭ 2015 и 2020, например. Она не очевидна с первого взгляда, однако в целом видно, что задания стали проще.

Кстати, очень похожий регресс есть и во Всероссийской Олимпиаде Школьников. Сравнение заданий 2015 и 2020 года дает очевидный вывод – задания стали гораздо проще.

Вот просто два примера для сравнения:

2015 год
2015 год
2019 год
2019 год

Хотя ЕГЭ является некоторым эталоном знаний, который менять ни в коем случае нельзя. А им вот так крутят.
Эту тему обязательно разберу более подробно в другом посте.

3) Проблемы с критериями и заданиями.

После прошедшего ЕГЭ было аж два довольно крупных скандала – по поводу английского языка (Свердловская область) и по поводу химии. Коротко.

По английскому языку большей части (~80%) учеников поставили полное зеро за эссе, потому что были нечеткие критерии. Кто угадал – получил баллы, кто не угадал – получил 0. Напомню – это не телешоу, это экзамен, по результатам которого поступают в ВУЗы.
В дальнейшем нечеткие критерии начнут подставлять уже не одну область, а всех выпускников в целом.

По химии проблема была в одном вопросе, на который с точки зрения науки подходило сразу два ответа из предоставленных вариантов, в то время как ответ должен быть один. Опять же, ученики, которые угадали условность – получили балл, не угадали – получили 0. И послетало очень много стобалльников. Дальше организаторы признали ошибку,...потом отказались от своих слов и баллы никому не вернули.

Возникает очень много проблем с апелляцией – некоторые эксперты несут полнейший бред и режут честно заработанные баллы. Так, например, кризис – это только когда люди голодают, непрерывность квадратичной функции нужно указывать и доказывать и прочие странные вещи.

В той же математике от себя могу сказать, что в заданиях есть крупная проблема с теорией вероятности – часть заданий там решается не так, как они вообще решаются в самой науке. И ответы, соответственно, разные.

4) Сливы.
Периодически возникают новости о сливах, но они как-то проходят тихонько и незаметно, а потом вообще удаляются. Создатель сайта РЕШУЕГЭ Дмитрий Гущин в 2018 году указал на сливы вариантов ЕГЭ, однако Рособрнадзор эту тему проигнорировал, а саму новость через суд заставили удалить - клевета же, не было ничего! Но статистика – 360 стобалльников в 2017 году и 630 в 2018 году. Несколько резкое возрастание вкупе с такими новостями как-то наводят на определенные мысли.
В том же году нечто похожее было и с математикой.

5) Кривая система и отсутствие ее совершенствования.

Эксперименты с ЕГЭ начались аж в 2001 году, то есть, почти 20 лет назад. С 2009 ЕГЭ сдают школьники всей страны. Что же изменилось за это время?

Создать полноценный независимый и одинаковый для всех экзамен очень сложно, безусловно. Но!
а)
Обесценивание баллов.

80 баллов по математике за 2017, 2018, 2019 год – все это абсолютно по значимости разные баллы. Но для ВУЗов они одинаковы.

б) Лотерея и прыгающий уровень сложности.
Одно дело – идти на экзамен в институте и вытащить там легкий билет. Другое дело – идти на общий всероссийский экзамен и получить там нечто сложное, в то время как у соседа задания проще. Равномерного распределения сложности не было и не предвидится.

в) Отсутствие ориентира

Есть демоверсия, если досрочный экзамен, есть основная волна, есть пересдачи, есть задания от ФИПИ, есть сборники заданий – и все это абсолютно разные вещи. Там плавающая сложность, плавающие критерии, плавающие темы, просто скачущий уровень сложности. И это еще не говоря о различных сайтах по подготовке.

Итог: ЕГЭ – достаточно хорошая, но на данный момент чрезвычайно кривая идея, которая с каждым годом будет забирать все больше и больше денег и тратить нервы и время учащихся. И проблема здесь заключается и в образовании, и в самом экзамене. Пока ничего не остается, кроме как вкладываться в образование и лавировать между условностями экзаменов.

1) Про скандалы и сливы - https://novayagazeta.ru/articles/2018/07/22/77252-nulevaya-tolerantnost-ege

https://www.youtube.com/watch?v=eFT6xIReW5s

1) Сравнить варианты
https://4ege.ru/trening-matematika/51000-variant-po-matematike-s-ege-4-iyunya.html
https://math-ege.sdamgia.ru/test?id=24569086&wsols=1&print=true

2) Встреча руководителя Рособрнадзора с родителями (обратите внимание на темы вопросов):

https://www.youtube.com/watch?v=NRGJDnO5wSc

-3