Храм Неба находится в сердце Пекина. Его создал в 1420 г. император Чжу Ди из династии Мин. В то время храм назывался храмом Неба и Земли. В китайском представлении о космогонии самые важные концепции и элементы можно было передать с помощью самых простых форм. К примеру, земля ассоциировалась с квадратными формами и севером, небо — с круглыми формами и югом. Поэтому в комплексе храма Неба и Земли одна часть была округлой, а другая — квадратной.
В XVI в. при императоре Чжу Хоуцуне храмовый комплекс расширили, а главную постройку переименовали в храм Неба. Чжу Хоуцун также возвел храмы Солнца, Луны и Земли в разных концах Пекина, выдержав таким образом симметрию основных элементов. Храм Земли разместили в северной части Пекина, благодаря этому храм Неба превратился в святилище исключительно небесных сил, где император молился грозе, тучам и просил у них хороший урожай, а бога земли стали чтить в его собственном храме. Еще раз комплекс расширяли и достраивали в XVIII в.
Площадь всего храма составляет больше 250 га, и это самый большой религиозный комплекс в мире. Сегодня храм Неба — это парк, который впервые открылся для публики в 1918 г., а через 80 лет его добавили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «шедевр архитектуры и ландшафтного дизайна».
Главное здание комплекса — это помещение для молитвы о хорошем урожае, которое представляет собой трехъярусную круглую башню диаметром в 36 м и высотой в 38 м. Официально это здание называется залом Циняньдянь, что переводится как зал Жатвенной Молитвы.
Башня выстроена на основании, сложенном из мраморных плит, сама постройка сделана из дерева без гвоздей. Кровлю поддерживают только массивные деревянные колонны, которые соединены брусьями и перекладинами. Всего колонн 28, и, как обычно происходит в Китае, их число не выбрано наобум, а несет глубокий символический смысл. Четыре средние колонны соответствуют четырем сезонам, средний ряд из двенадцати столпов обозначает месяцы года, а внешние двенадцать — двенадцать времен суток.
Старинная башня сгорела в 1889 г. после прямого попадания молнии. Через несколько лет отстроили ее копию. Помимо центральной башни на территории комплекса расположена еще одна круглая площадка, которая раньше была алтарем. Она находится в самой южной точке комплекса и называется Хуаньцю. Алтарь возвели на этом месте в 1530 г. и подновляли в XVIII в. На нем традиционно совершали жертвоприношения каждый год в день зимнего солнцестояния. Алтарь представляет собой трехступенчатую террасу, собранную из мраморных плит. Общее количество плит, расположенных на трех ярусах алтаря, кратно числу 9, так как эта цифра считалась священной в древнем Китае, ведь девятка символизирует Китайского дракона и императора Китая.
Но больше всего поражает воображение не изящная архитектура алтаря, а его удивительные акустические свойства. На верхнем ярусе плиты выложены концентрическими кругами, и если хлопнуть в ладони у края алтаря, то до человека донесется только еле слышное эхо хлопка, а если пройти в следующий круг, то эхо усилится. В центре алтаря эхо слышно отчетливей всего. Соответственно, и слова, сказанные в центре, многократно усилятся и отдадутся громким четким эхом. Такого удивительного резонанса добивались для того, чтобы слова молитв, произнесенные на алтаре, были четко слышны. Алтарь простоял на одном месте больше пятисот лет, но на нем нет ни царапины. На одной оси с алтарем и залом Циняньдянь находится и храм Небесного Величия. Это одноэтажное круглое здание, очертания которого повторяют контуры зала Циняньдянь. В храме Небесного Величия хранились ритуальные таблички с именами предков императора. Во дворе храма Небесного Величия находится так называемая Шептальная стена — еще одно достижение китайской архитектурной мысли. Она действует по принципу алтаря Хуаньцю — звуки отражаются от плавно изгибающейся круглой стены и образуют громкое четкое эхо, которое слышно очень далеко. При этом говорящий может стоять на любом расстоянии от стены, главное — произносить слова, повернувшись лицом к стене.
Кроме основных сооружений на территории храмового комплекса находятся и другие постройки, к примеру, Управа небесной музыки и Башня с колоколом. Все здания покрыты черепицей насыщенного синего оттенка, которая символически обозначает небо. Весь комплекс обнесен двумя стенами. Внешняя имеет длину более 6 км и замыкает в себе всю территорию храма, внутренней стеной обнесены отдельные здания комплекса, ее длина чуть меньше — 5 км. Часть стен — круглые, часть — прямоугольные, что снова отсылает к символам земли и неба.
Расположение и формы построек комплекса являются аллюзиями на небо и землю. Китайцы при строительстве ничего не делали случайно, а в ситуации с храмом Неба все было особенно четко продумано, ведь император Китая считался сыном неба, и нужно было возвести храм, показывающий глубокое уважение потомка небес к источнику своей власти. Во времена ритуальных жертвоприношений и молитв простым китайцам вход в храм был закрыт. Император жил и постился в храме, чтобы настроиться на правильный лад и провести церемонию молитвы за урожай без ошибок, ведь даже малейший недочет или отступление от строгого церемониала считались плохим предзнаменованием и сулили недобрые времена китайскому народу на весь год вперед.
Храм Неба и прилегающие к нему парковые территории давно любимы китайцами. Для многих это чарующе красивое и спокойное место для семейных прогулок, для кого то — сногсшибательно прекрасный фон для спортивных тренировок. Храм Неба — популярное место для празднования китайского Нового года. Считается, что человек, пришедший под Новый год в храм и помолившийся в нем, не будет обделен удачей — в этот день каждый может просить у неба сам за себя, не полагаясь на посредника. Есть и еще одна примета, связанная с алтарем Хуаньцю. Говорят, что желание, задуманное на центральном камне верхнего яруса, обязательно исполнится. Эхо многократно усилит высказанные заветные мечты и унесет их вверх, в небесную канцелярию.