Найти в Дзене
LEVEL

Интерактив в онлайн-обучении: как сделать курс интереснее

Оглавление

Интерактивное обучение всегда основано на взаимодействии: ученика и учителя, учеников между собой или со средствами обучения, в том числе и электронными.

Самый простой пример интерактива — когда преподаватель задает студентам вопросы во время лекции, чтобы проверить, хорошо ли они поняли тему. Или предлагает выполнить лабораторную работу.

Ключевая мысль — когда учащиеся не просто слушают, а включаются в процесс, сразу применяют знания на практике, они запоминают гораздо больше.

Это применимо и к сфере e-learning. Современный электронный курс — давно уже больше, чем просто монотонное перелистывание слайдов. Продуманный интерактив помогает пользователю оставаться максимально сконцентрированным и вовлеченным во время прохождения курса.

Так о каких интерактивных элементах идет речь? Рассмотрим самые популярные.

1. Диалоговые тренажеры

Диалоговый тренажер — это имитация реальной ситуации общения с клиентами. С его помощью пользователь учится узнавать потребности клиента, работать с возражениями или, например, проводить собеседования.

Подходит для любых задач, где нужно отработать навыки коммуникации: обучения переговорам, продажам, подбору персонала.

Например, чтобы обучить руководителей подразделений и менеджеров подбору персонала, мы активно использовали в курсе диалоговые тренажеры.

Все диалоги дополнили советами, как правильно презентовать компанию, какие вопросы задавать, чтобы оценить компетенции и опыт соискателя
Все диалоги дополнили советами, как правильно презентовать компанию, какие вопросы задавать, чтобы оценить компетенции и опыт соискателя

2. Тесты

Тесты — самый простой способ проверки знаний. Обычно они используются, чтобы проверить знания после изучения теоретического модуля.

Но тест в электронном курсе может быть и адаптивным, когда до начала курса нужно определить уровень знаний пользователя.

В данном курсе учащийся отвечает на вопросы, и в зависимости от этого ему рекомендуются для прохождения курса те блоки, которые вызвали затруднения
В данном курсе учащийся отвечает на вопросы, и в зависимости от этого ему рекомендуются для прохождения курса те блоки, которые вызвали затруднения

3. Мини-игры

Мини-игры внутри курса, кроме функции проверки знаний, еще и развлекают, вовлекают пользователя в обучение. Игра интереснее, чем обычный тест, она включает эмоции — появляется азарт дойти до конца.

В одном из курсов мы создали мини-версию игры в танчики.

Отвечая на вопросы, пользователь нейтрализует опасные элементы. Например, бомба превращается в новогодний шар и больше не представляет угрозы.
Отвечая на вопросы, пользователь нейтрализует опасные элементы. Например, бомба превращается в новогодний шар и больше не представляет угрозы.

4. Упражнения

Классические тесты можно заменить упражнениями — попросить рассортировать, сопоставить или расставить предметы в определенном порядке.

В курсе по информационной безопасности мы предложили пользователям упражнение в виде пазла.

Такое упражнение относится к упражнениям с механикой «установления соответствия». Оно используется для проверки усвоения пользователем понятий, относящихся к различным категориям (характеристик продуктов, зон ответственности и т.д.)
Такое упражнение относится к упражнениям с механикой «установления соответствия». Оно используется для проверки усвоения пользователем понятий, относящихся к различным категориям (характеристик продуктов, зон ответственности и т.д.)

В курсе по пожарной безопасности есть упражнения на соответствие.

Задача — сопоставить огнетушитель с типом возгорания, для которого он используется
Задача — сопоставить огнетушитель с типом возгорания, для которого он используется

5. Квесты

В квесте есть сценарий и задания, которые должен выполнить пользователь. С каждым заданием он глубже погружается в ситуацию — сюжет вовлекает, а разнообразные упражнения помогают поддерживать интерес к курсу.

Квесты в корпоративном обучении хорошо подходят, например, чтобы познакомить новых сотрудников с компанией: ее историей, правилами и корпоративной культурой.

В одном из курсов по адаптации новых сотрудников по сценарию пользователь путешествует по офисам, производству и магазинам — общается с коллегами, узнает, как все устроено изнутри.

Интерактивные элементы, определенно, помогают в онлайн-обучении, но это не значит, что если до отказа нафаршировать курс играми, диалоговыми тренажерами, он точно получится качественным. Использовать все эти инструменты нужно с умом и к месту.
Главное — добиться такого чередования теории и практики, чтобы пользователь постоянно был вовлечен и не терял концентрацию.