Сегодня — в День влюбленных — обсудим два разных фильма об отношениях, в которых снялся тот же самый актерский дуэт: Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. От непотопляемых чувств — к крушению иллюзий: от "Титаника"— к "Дороге перемен".
«Титаник». Один из самых кассовых фильмов за историю Голливуда. Одна из самых растиражированных историй про любовь за последнее десятилетие.
Два молодых человека случайно встречают друг друга на корабле. Он – симпатичный простолюдин, она – не менее симпатичная аристократка. Однако любовь преодолевает все сословные различия и предрассудки, они вместе, и, кажется, ничто не может разлучить их. Но корабль называется «Титаник». Главный герой помогает своей возлюбленной спастись, жертвуя при этом своей собственной жизнью. Все красиво, все плачут. Фильм собирает гигантскую кассу.
Что смущает в этой истории? Это один из рассказов о том, как люди влюбляются, преодолевая всевозможные преграды и препятствия, в виде социальных различий, непонимающих родственников, и, даже, злых сил – а потом свадьба, поцелуй в конце фильма. Может быть и трагический конец (как, собственно, в «Титанике») – но любовь все равно всех победила. Проблема в том, что все эти истории заканчиваются там, где все только начинается. Насмотревшись «Титаников», мы хотим, чтобы вся наша жизнь была сплошь романтическое приключение. Когда первоначальный пыл уношеской влюбленности затихает (что неизбежно), приходит разочарование: прынц то – не всегда в белом и на коне. Затем поиск нового приключения. И так далее. Куча вырытых ям под фундамент и ни одного дома. Влюбленность, серенады по ночам, первый поцелуй, пылкие признания под луной – все это только начало. В лучшем случае – это только первый камень в фундаменте. А потом…
Потом начинается самое интересное – жизнь вместе. Бытовуха. Споры о том, кто моет посуду. Забота о детях. Для тех, кому повезет – совместная старость. Конечно, такие истории сложнее продавать. В них меньше пиротехники, погонь, битвы на шпагах. Целующиеся старики не вызывают такого же умиления как целующиеся молодые люди. Но в том-то и дело, что настоящая любовь – это не только то, что приходит, а то, что достигается, созидается, проходит испытание временем, обидами, конфликтами, взаимными упреками и прощением. Когда люди, прожившие вместе 50 лет, смотрят влюблено друг на друга – вот это история, достойная киноэкрана. Но где такие фильмы? Их катастрофически не хватает. Нам известны тысячи способов влюбиться, но почти ничего – о том, что с этим делать дальше. А ведь это – самое важное. Мы забыли о такой стороне любви, как верность, постоянство. Без этого все наши влюбленности остаются вспышками адреналина и гормонов, нереализованными возможностями.
Мы ошибочно, вслед за популярными фильмами, полагаем, что основание взаимоотношений – это влюбленность, свалившаяся на нашу голову. И строим свой дом на песке. Основание – это решение быть вместе, чтобы ни произошло, решение любить, решение прощать. Нужна и романтика, и посиделки под луной. Но любим мы по настоящему только то, во что вкладываем душу. Чем больше вкладываем, тем сильнее любим.
Человек, хоть чуть-чуть вкусивший семейной жизни, интуитивно чувствует подвох слащавых историй про влюбленность. Мы все знаем из опыта, что со свадьбы все только начинается. Один из наиболее интересных современных режиссеров Сэм Мендес («Красота по-американски») решил проделать с героями «Титаника» кинематографический эксперимент. Что бы было с ними в случае, если бы корабль не затонул? Если бы они поженились и нарожали детей?
В фильме «Дорога перемен» Сэм Мендес пригласил тех же актеров, которые играли влюбленную пару в «Титанике» — Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет — сыграть молодую семью. Фрэнк и Эйприл (герои фильма) – интересные во всех отношениях молодые люди. Повстречавшись однажды на вечеринке, они сразу же влюбились. Их привлекло друг в друге стремление жить «не как все», желание найти себя, следовать своей мечте, не поддаваться обыденности. В общем: дышать полной грудью, любить и творить.
Но жизнь, как бывает, внесла свои коррективы. Родились дети. Фрэнк устраивается работать в контору, где всю жизнь проработал его отец. Они покупают уютный домик в пригороде Нью-Йорка. Дети, работа, дом, ужин у друзей – в общем, все как у всех. А хочется творчества и приключений. Начав беспокоиться, что вся жизнь пройдет мимо, Эйприл предлагает бросить все и уехать в Париж, где можно будет начать все заново, не так как «надо», а как охота самим. Как назло, Фрэнку предлагают серьезное повышение по службе и, выбирая между журавлем в небе и хорошей зарплатой, он склоняется ко второму. А Эйприл, уже живущая в мечтах в воображаемом Париже, не может выносить уютного бескрылого существования.
Фильм «Дорога перемен» интересен тем, что рассказывает о современной семье (хотя действие происходит в 50е годы в Америке). Такой уклад семьи можно назвать «товарищеским»: подразумевается, что оба супруга в равной мере озабочены построением карьеры и самореализацией. Удел жены не обязательно «кухня, дети, церковь». Главное напряжение фильма как раз и происходит между стремлением к «мещанскому счастью» (дом, дача, машина) и творческой самореализацией («найти себя»). История цепляет тем, что конфликт действительно многими из нас переживается похожим образом. Не так много людей, которые удачно сочетают занятие любимым делом с зарабатыванием нормальных денег (а ля Стив Джобс). Большинство из нас вынуждены идти на какие-то компромиссы: днем продаем соковыжималки, по ночам пишем стихи. Появление семьи и, особенно, детей усугубляет ситуацию. Детям не объяснишь, что человечество еще не доросло до твоего гения, они хотят есть. Желательно с витаминами. И наше желание «найти себя» вступает в конфликт с чувством ответственности за свою семью.
Что же со всем этим делать? Наивно давать какие-то рубленые простые советы. Герои «Дороги перемен» не дают положительного ответа.
Считаете ли вы "Титаник" - лучшей историей любви? Смотрели ли вы «Дорогу перемен» ? Согласны ли вы с мыслями из нашей статьи? Давайте вместе пообсуждаем!