Кому день влюбленных, а кому - годовщина события, кардинально повлиявшего на последующие события в ближневосточном регионе.
Исполнилось 15 лет после гибели ливанского премьер-министра Рафика Харири. Человека, который рывком вытащил Ливан из бездны после гражданской войны. Но, вероятно (как считают некоторые) заложил под экономику страны бомбу замедленного действия.
Его назначили на пост премьер-министра Ливана в 1992 году. Говорят, что к этому моменту государственный долг этой страны составлял уже 25 миллиардов долларов. До начала гражданской войны, которая продлилась 15 лет и усугубилась израильским вторжением в страну чувствовала себя достаточно неплохо и, можно сказать, процветала по мере возможностей. Но после ее окончания много чего лежало в руинах, не работали ведомства и государственные институты и вообще, все было очень плохо. Харири, по сути, был для Ливана последним шансом на хоть какое-то будущее государства. Ему в 1992 году было 46 лет и он был самым натуральным арабским миллиардером. Деньги заработал, живя и работая в Саудовской Аравии. Когда ему было всего 24 года его заметил саудовский король Фахд и сделал главой компании, которая стала подрядчиком королевского двора. Так начался путь бедного выходца из ливанского города Сайда на самый верх...
До его прихода в правительство, и без того упавший за время войны курс национальной валюты существенно падал. И для его стабилизации и роста Рафик "выбросил" на черный рынок страны свои собственные доллары. На процесс стабилизации лиры ушло около трех месяцев. И тактика сработала. Кроме того, поверившие в него и его силы ливанцы, жившие за границей, начали возвращаться в Ливан. А в месте с ними и их сбережения в сумме около 2 миллиардов вечнозеленых... Таким образом, увеличились оборотные средства ливанских банков и стала возможна реконструкция и строительство, в которых страна отчаянно нуждалась.
Кто-то говорит, что на всем этом он сам также в итоге немало заработал. Многие - в том числе я - никогда не простят того, что варварски было уничтожено и отдано под "современную" застройку то, что оставалось от исторического центра Ливана. В любом случае, страна действительно ожила и это его личная заслуга. И несомненно то, что он был великим политиком и бизнесменом. Он умел договариваться, убеждать, достигать поставленных целей. Кстати, он часто бывал в Москве. Однажды даже у меня был шанс пойти с ним на встречу. Я тогда и подумать не могла, что скоро он станет жертвой чудовищного теракта...
Мы в тот день были в Москве. Нам написала знакомая, которая работала в отеле на бейрутской набережной: у нас страшный теракт, весь Бейрут остался без стекол... Насколько я понимаю, в первые минут вообще никто не знал, что именно произошло.
Кортеж политика отслеживали. Когда он поравнялся с заминированным микроавтобусом, кто-то нажал кнопку. Кроме самого политика погибли его охрана и совершенно посторонние люди - прохожие и т.п.
Всего 21 человек...
Говорят, использовалась какая-то навороченная взрывчатка - найти такое вещество в состоянии могли только западные спецслужбы. Маленькое количество выдавало огромную мощность. Это какие-то новейшие разработки на тот момент. Обычные террорюги или, как тут же начали говорить те, кому было это выгодно, "сирийцы", находившиеся всю дорогу под санкциями, такого нигде добыть не могли.
Но позднее именно антисирийскую тему начали активно "педалировать" и в итоге вынудили сирийскую армию уйти из страны, где она в тот момент находилась в качестве силы, не дававшей ливанцам продолжать резать друг друга. Это был 2005 год. А через полтора года после гибели Харири страну безнаказанно 33 дня бомбили израильтяне. Ни сирийцев, ни Харири, которому бы хватило влияния на международной арене на то, чтобы остановить этот израильский беспредел, в Ливане уже не было...
Теракт произошел между двумя зданиями. Одно из них старый отель, построенный в 1924 году, он так до сих пор снова и не заработал. Второе здание только в прошлом году или около того начали снова ремонтировать... последствия трагедии несколько лет продолжали бросаться в глаза каждому, кто ехал мимо этого места.
Его и его помощников похоронили на одной из главных площадей Бейрута. Долгое время там над могильными плитами была палатка. Сейчас место "окультурили" и сделали мемориал. За стеной с плакатами как раз захоронения, на фото видно, сколько людей пришло на митинг его памяти.
Вот это внутри той палатки. Каждый день приносили кучу новых белых хризантем и выкладывали ими холмик.
Сейчас в Ливане нет никого, кто мог бы сделать для стран то, что сделал в свое время Рафик Харири: вытащить страну за шкирку из пропасти. И хотя злые языки говорят, что корни нынешнего финансового кризиса уходят как раз в начало 90-х, когда создавалась нынешняя финансовая и политическая (клановая) система, раздавались "лакомые куски" и огромные кредиты страна брала у международных финансовых структур, факт есть факт: без Рафика Ливана уже давно бы вообще не было.
Его сын Саад дважды был премьером, но толку от него особо никакого не было. От состояния отца, говорят, мало что осталось. В принадлежащих ему больницах уже года три не платят нормально зарплаты. Закрылся принадлежавший ему телеканал. В газетах пишут о глобальных проблемах в продолжавших работать в Саудовской Аравии фирмах. У него большой "фан-клуб", много сторонников. Но "хороший парень" это не профессия. И аванс в виде второй по значимости должности в государстве, которую он первый раз получил в память об отце, давно исчерпан. А для меня важно то, то я своими ушами в Сирии, находясь в плену, слышала, как бандиты говорили о том, что он им чем-то помогает. Насчет денег не знаю, но через границу бармалеи как зайцы бегали тогда именно в тех районах, где жили его сторонники...
Вот так сегодня выглядит то самое место. На здании видны отметины от осколков, это еще до того, как это здание отремонтировали.
А чуть поодаль стоит он сам. И каждый день круглосуточно смотрит на более-менее поднятый им из руин город.