Ссылки на предыдущие статьи текущего цикла:
- Язык и письменность, статья 1. Похожие буквы и похожие языки;
- Язык и письменность, статья 2. Одинаковые письменности, но разные языки;
- Язык и письменность, статья 3. Разные письменности, но сходные языки.
Ссылки на предыдущие циклы статей
- Вводный цикл: Родство языков.
Родство языков, статья 1. Близкородственные языки
(ссылки на остальные статьи цикла смотрите внутри Статьи 1).
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Этот выпуск не является самостоятельной статьёй: я публикую его в качестве дополнительной информации к теме «Разные письменности, но сходные языки», которой была посвящена Статья 3 текущего цикла.
В одном из примеров на сопоставление языков и письменностей в моей Статье 3 я использовал отрывок текста на языке и – это язык одного из национальных меньшинств Китая. Так как народ, говорящий на этом языке, малоизвестен русскоязычному читателю, я посчитал, что многим было бы интересно получить о нём чуть больше информации.
Коротко напомню, что язык носу, также известный как сычуаньский и, ляншаньский и или просто язык и, принадлежит к лоло-бирманской ветви тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской семьи языков и что он, таким образом, родственен бирманскому языку, основному и государственному языку Мьянмы, который входит в ту же самую лоло-бирманскую ветвь. Хотя эти два языка не являются взаимопонятными и весьма существенно отличаются друг от друга, они всё же родственны, но при этом используют совершенно разные письменности: бирманский язык пользуется бирманским алфавитом, а язык и имеет свою собственную оригинальную слоговую письменность. Позвольте мне на всякий случай продублировать здесь отрывки текста на бирманском и на носу, которые вы уже видели в Статье 3.
Кто такие и?
Народ с непривычным для русской грамматики названием и проживает на юго-западе КНР, главным образом в провинциях Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу. Общая численность народности и достигает 9 миллионов человек, из которых более 60% живут в Юньнани, 27% – в Сычуани и почти 11% – в Гуйчжоу.
Самая высокая концентрация народности и отмечается в провинции Юньнань (более 11% от всего населения провинции), в Сычуани и составляют 2,6% от общего населения, а в Гуйчжоу – 2,4%.
Таким образом, и – довольно крупный по своей численности народ, если судить о нём по европейским меркам. Для сравнения: 9 миллионов человек – это примерно равно нынешнему населению Швеции, Венгрии, Белоруссии или Австрии и это превышает население Болгарии или Сербии (в обеих этих странах примерно по 7 миллионов жителей).
И – это китайское название данного народа (по-китайски оно пишется как 彝族 и произносится yí zú, в русской транслитерации – и цзу, что буквально и означает «народ и»), сами же и обычно называют себя носу, что в оригинальной орфографии языка и пишется как ꆇꉙ (в фонетической транскрипции – [nɔ̄sū], в латинской транслитерации – nuosu). Исторически также употреблялось название лоло – так и сейчас эту народность называют во Вьетнаме, где есть небольшое сообщество и численностью всего 4,5 тысячи человек (по-вьетнамски: Người Lô Lô – «люди лоло»), и в Таиланде, где живут чуть более 2 тысяч и (по-тайски: คนโลโล, что произносится кхон лоло, – «люди лоло»).
Исторический очерк
Ряд исследователей полагают, что современные и восходят своими корнями к древней народности цян (кит. 羌 qiāng), некогда населявшей западные районы нынешнего Китая, от которой также произошли и такие народы, как тибетцы, наси (кит. 纳西族 nàxī zú) и современные цяны (кит. 羌族 qiāng zú). Предки сегодняшних и мигрировали с юго-восточного Тибета через Сычуань на территорию провинции Юньнань, где сейчас и проживает их бóльшая часть.
В местах расселения народа и в разные эпохи существовало несколько исторических государств. Так, в период с 738 по 937 годы нашей эры эти земли принадлежали королевству Наньчжао (кит. 南诏 Nánzhāo). Наньчжао было рабовладельческим государством, и, хотя большинство его населения относилось к народности бай (кит. 白族 bái zú), считается, что его элита разговаривала на языке носу, или и. Получается, что предки нынешних и составляли в Наньчжао костяк касты рабовладельцев. Стоит отметить, что в некоторых сообществах и рабовладельческий строй сохранялся ещё очень долго и был отменён лишь в XX веке – после вхождения данного народа в состав КНР (см. об этом ниже). Согласно ряду источников, в королевстве Наньчжао уже существовала собственная иероглифическая письменность, потомком которой и является классическое письмо и, – о нём я подробнее расскажу в главе о письменности.
В период с 937 по 1253 год на данной территории располагалось королевство Дали (кит. 大理国 Dàlǐ Guó), образовавшееся после свержения династии Наньчжао. По большому счёту государство Дали стало преемником культурно-исторических традиций Наньчжао.
В 1253 году Дали было завоёвано монголами под предводительством хана Хубилая, и короли этого государства стали вассалами монгольских ханов, но продолжали при этом управлять своими землями. Будучи включённым вместе с Тибетом в состав монгольского владения Юань, Дали фактически сохраняло свою автономию под контролем народа и вплоть до 1381–1382 годов, когда в результате боёв с трёхсоттысячным китайским войском эта местность была захвачена династией Мин и бóльшая часть территории Дали навсегда вошла в состав Китая в виде провинции Юньнань.
Но отдельные районы проживания народности и де-факто оставались независимыми от Китая до самой середины XX века. Наиболее агрессивно отстаивали свою самостоятельность ляншаньские и – субэтнос народа и, населяющий горы Ляншань на юге провинции Сычуань. Ляншаньцы оказывали вооружённое сопротивление китайским войскам и совершали набеги с целью грабежа и угона рабов, из-за чего в XVIII веке китайцы были вынуждены содержать в пограничных с Ляншанем районах десятитысячный гарнизон для защиты от «горных варваров». Набеги на китайские территории имели место вплоть до первой половины XX века (так, в 1919 году в плен было уведено 10 тысяч ханьских, то есть китайских, крестьян). В 1935 году в районе Сишань вспыхнуло восстание представителей низших каст против засилья и; поначалу восстание увенчалось успехом, но вскоре было подавлено.
Окончательная интеграция ляншаньских и в состав Китая произошла лишь после образования Китайской Народной Республики в 1949 году. В первое десятилетие новой власти был осуществлён ряд реформ, важнейшей из которых стала ликвидация рабства в Ляншане в 1956–1958 годах. Правительством КНР были проведены мероприятия, направленные на сокращение разрыва в уровне жизни между и и ханьцами (основным народом Китая), а также на развитие экономики региона. В областях компактного проживания и были созданы автономные административные единицы, крупнейшей из которых стал Ляншань-Ийский автономный округ (кит. 凉山彝族自治州 Liángshān Yízú Zìzhìzhōu) в провинции Сычуань, образованный в 1952 году. Кроме него есть также два автономных округа в провинции Юньнань и ряд небольших автономных уездов.
Народность и в сегодняшнем Китае
В Ляншань-Ийском автономном округе народность и составляет 49% от его общего населения – это самый высокий показатель во всём Китае. Административным центром округа является город Сичан (кит. 西昌 Xīchāng), в котором живёт около полумиллиона человек; на языке носу этот город носит традиционное название ꀒꎂ, что произносится как [ôd͡ʐō] (в условной русской транскрипции – Оджо).
Город Сичан – важнейшая историко-культурная столица народности и. Однако бóльшая часть современных и традиционно проживает в горных районах сельской местности провинций Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу.
Особенности национальной культуры и
Традиционной религией народа и является бимоизм (кит. 毕摩教 bìmójiào), который на языке носу называется ꀘꂾ, что произносится как [pīmǒ] (в условной русской транскрипции – пимо). Название этой религии происходит от титула шаманов-священников бимо, владеющих классическим иероглифическим письмом и и знающих старинные писания. Отличительными признаками бимо служат их характерные чёрные одеяния и большие шляпы.
Приверженцы бимоизма поклоняются многочисленным божествам различных объектов природы: огня, гор, деревьев, камней, воды, земли, неба, ветра и лесов, а также обожествляют своих умерших предков. И верят в то, что все материальные предметы вокруг нас населены множеством злых духов, которые вызывают болезни, неурожай и прочие неудачи. Они также верят, что у человека есть несколько душ: к примеру, после физической смерти одна из его душ остаётся приглядывать за могилой, тогда как другая в это же время может перевоплотиться в каком-нибудь живом существе.
Помимо бимоизма, некоторые и в Юньнани сегодня исповедуют буддизм, а в XX веке определённое распространение получило и христианство (точное количество христиан среди и неизвестно, но в 1991 году сообщалось, что в автономном уезде Луцюань провинции Юньнань действует около 20 христианских церквей).
Важную место в национальной культуре и занимает музыка: и играют как на общекитайских, так и на собственных традиционных музыкальных инструментах, один из которых вы видите на фотографии ниже – это ийский тростниковый духовой инструмент, называемый мабу (кит. 马布 mǎbù), – к сожалению, мне так и не удалось найти перевод этого названия на язык носу.
На следующей фотографии – женщины народности и в национальной одежде (Шилинь-Ийский автономный уезд, городской округ Куньмин, провинция Юньнань, КНР).
Язык и письменность
По районам своего проживания и распадаются на несколько отдельных этнических и субэтнических групп, которые говорят на близких, но не взаимопонятных между собой языках, объединяемых в общую лолойскую группу в составе лоло-бирманской ветви тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской семьи языков. В лолойской языковой группе шесть основных языков:
- северный и (носу);
- западный и (лало);
- центральный и (лолопо);
- южный и (нису);
- юго-восточный и (сани);
- восточный и (насу),
а также более 60 малочисленных языков, на каждом из которых говорят от нескольких десятков тысяч до всего нескольких сотен человек.
Самым распространённым из всех языков и является северный и, или носу (в списке он указан первым), также известный как ляншаньский и или сычуаньский и. На этом языке разговаривают около 2 миллионов человек в Ляншань-Ийском автономном округе китайской провинции Сычуань (см. главу «Исторический очерк»). Язык носу считается престижным языком народности и, и именно он был выбран правительством КНР в качестве стандарта литературного языка и. Это единственный из всех лолойских языков, который преподаётся в национальных школах – как в устной, так и в письменной форме.
На карте, которую вы видите ниже, область распространения языка носу закрашена серым цветом и подписана Nuosu (её вы найдёте к юго-востоку от Тибета).
Обратите внимание, что название «язык и» может употребляться в двух разных значениях: в широком смысле под ним понимают все языки лолойской группы, а в узком смысле – язык носу. Дополнительную путаницу вносит тот факт, что носу признан в качестве литературного языка для всех субэтносов и. В этой главе я буду рассказывать именно о ляншаньском и, или носу.
Особенности языка и
Как и все лоло-бирманские языки, язык носу – слоговой тональный язык. Все слоги в языке носу имеют очень простую структуру: это либо сочетание «начальный согласный + гласный звук» (например: ба, ма, ти, ци, ке, зе, но, во, гу, лу и т. д.), либо один только гласный звук – в том случае, если начальный согласный отсутствует (например: и, э, а, о и т. д.).
Таким образом, в языке носу невозможны как слоги, заканчивающиеся согласным звуком (подобно русским словам дом, суп, лак, рис и т. п.), так и слоги, в начале которых было бы более одного согласного звука (подобно русским словам два, три, сто, мгла и т. п.).
Вместе с тем язык носу обладает богатой звуковой системой и весьма необычным произношением, овладеть которым среднестатистическому европейцу крайне непросто. В этом языке имеется 8 гласных и целых 43 согласных звука, среди которых различаются звонкие, глухие обычные, глухие придыхательные и звонкие преназализованные согласные (последние представляют собой единые слитные звуки типа мб-, нд-, нг-, ндз-, ндзь-, ндж-, с которых тоже может начинаться слог: мби, ндо, ндза, ндже и т. д.). Совершенно непривычными для носителей большинства языков Европы являются глухие варианты согласных м-, н- и л-: в отличие, скажем, от русского или английского языка, в языке носу эти звуки могут произноситься как с голосом, так и без него, образуя пары по принципу «звонкий – глухой».
Очень необычны по своему звучанию так называемые вибрирующие, или жужжащие, гласные (иногда их рассматривают в качестве особого пятого тона, см. ниже). Один из них отдалённо напоминает на слух русский раскатистый р, но только с оттенком гласного, а вот другой произносится с вибрацией губ и является одной из наиболее ярких отличительных черт языка носу. Проще всего описать его так: представьте себе звук понукания лошади, который по-русски условно записывается как тпру (такой же звук человек иногда издаёт, когда хочет показать, что ему холодно), – представили? – а теперь добавьте к этому голос, и у вас получится звонкий вибрирующий звук, который будет уже не тпру, а, скорее, дбру, – это и есть второй из жужжащих звуков в языке носу. При этом он выполняет функцию гласного: он может сочетаться с начальным согласным и вместе с ним образовывать слог, например: г(дбру), с(дбру), в(дбру), дзь(дбру) и т. д.
В языке носу четыре смыслоразличительных тона: средний, высокий, низкий нисходящий и средневысокий (он же может быть средним нисходящим). Каждый слог в потоке речи на языке носу произносится тем или иным присущим ему тоном, причём в большинстве случаев замена одного тона на другой способна радикально изменить значение слога. Впрочем, сам по себе этот факт не представляет собой ничего необычного: тоны свойственны многим языкам – точно так же дела обстоят, например, и в китайском языке, и даже количество тонов в нём тоже равно четырём, только по своему музыкальному рисунку они отличаются от тонов носу.
В следующем видео – мини-урок языка и от носителя: здесь вы можете услышать реальное произношение слов.
Письмо и
Язык носу, как и ряд других близких к нему языков лолойской группы (см. выше), использует собственную письменность и. Следует различать два варианта этой письменности: классическую и современную.
Классическое письмо и представляло собой иероглифическую письменность, построенную по аналогии с китайскими иероглифами. Весьма примечательно, что классические иероглифы и – это собственные оригинальные иероглифы, никак не связанные по своему происхождению с китайскими и внешне на них непохожие. Вполне вероятно, что китайская письменность оказала определённое влияние на формирование письменности и, но при этом заимствован был лишь только принцип иероглифического письма как таковой, а сами ийские знаки возникли и развивались полностью независимо от китайских.
Время возникновения классического письма и неизвестно – на этот счёт выдвигаются самые разные версии. Известно лишь то, что самый первый дошедший до нас письменный памятник на этом языке относится к 1485 году, однако в реальности иероглифы и могли появиться значительно раньше. В своём первоначальном виде классическое письмо и включало в себя 1 840 различных знаков, но со временем, по причине значительной территориальной разобщённости народа и, из этих знаков развилось огромное количество региональных вариантов. По одним данным, общее количество всех региональных версий знаков в письме и достигло 10 000, а по другим – даже 90 000 штук. Так, в языке нису (см. список лолойских языков выше) существовало 103 альтернативных варианта для записи одного только слова «нет».
В 1974 году правительство КНР инициировало реформу письменности и с целью её упрощения и стандартизации, – так появилось современное письмо и. Оно было разработано на основе классического письма и, но с рядом очень существенных отличий. Во-первых, вместо иероглифического современное письмо и стало фонетическим: каждый отдельный знак современной письменности и обозначает тот или иной слог вне зависимости от его значения. Тем самым была обеспечена однозначность при чтении и письме: по одному только звучанию слова стало возможным его правильно написать, – при этом слоги, произносящиеся разными тонами, соответственно записываются разными знаками (например: слог ба в среднем тоне пишется знаком ꁠ, слог ба в высоком тоне – знаком ꁞ, а слог ба в низком нисходящем тоне – знаком ꁡ). Во-вторых, были устранены многочисленные альтернативные варианты знаков и письменность была приведена к единому стандарту. В-третьих, был введён специальный диакритический знак для обозначения средневысокого тона, так как отдельных знаков для слогов этого тона нет (они нередко возникают в результате грамматического изменений слогов среднего тона).
Всего современная письменность и содержит 756 знаков для слогов ляншаньского диалекта (языка носу) и ещё 63 знака, которые встречаются только в словах, заимствованных из китайского языка, – в сумме 819 различных знаков. Если же отдельно учитывать ещё и слоги с диакритическим знаком средневысокого тона (см. выше), то получится 1164 знака. Вдобавок к этому есть также и специальный знак для повтора предыдущего слога: ꀕ. Таким образом, современная письменность и, слоговая по своей сути, обладает самым большим в мире количеством знаков среди всех фонетических письменностей.
В основной Статье 3 вы уже встречались с образцами современной письменность и, здесь же я покажу вам ещё одну фотографию: на фото ниже – вывеска средней школы волости Лихаочжай (уезд Цзяньшуй, провинция Юньнань, КНР) с параллельным текстом (см. надписи снизу вверх) по-китайски, на языке и (слоговой письменностью) и на языке хани (латинским алфавитом).
В заключение всем тем, кого заинтересовал этот язык и его письменность, предлагаю также посетить веб-сайт на языке и (по нему стоит побродить хотя бы из чисто спортивного любопытства: просто покликайте по ссылкам и посмотрите разные страницы с текстом и с фотографиями на них, не пугайтесь незнакомых знаков на вашем экране – они не кусаются 😀).
Кроме того, дополнительную информацию о языке и народе и, включая онлайн-разговорник, вы можете найти на англоязычном ресурсе babelstone.co.uk.
На этом позвольте мне закончить сей краткий очерк о народе и. Надеюсь, он помог вам открыть хотя бы немного нового о нашем удивительном и разнообразном мире.
Смотрите также:
- Язык и письменность, приложение. Бодо – один из народов Индии;
- Язык и письменность, приложение. Моны – один из народов Мьянмы;
- Язык и письменность, приложение. Чероки – один из народов США, часть I – кто такие чероки;
- Язык и письменность, приложение. Чероки – один из народов США, часть II – язык чероки и его письменность.