Найти в Дзене
Коззи Пойл

Карта свалок ОНФ . Я тебя создал -- я тебя и закрою. В.В.Путин.

Адрес карты: http://kartasvalok.ru

История карты началась в 2017 году, когда президент России выступил с предложением создать интерактивную карту, на которой бы любой пользователь мог отметить свалку.

Такая карта была создана движением Общероссийский народный фронт в сотрудничестве с другими общественными организациями в рамках проекта «Генеральная уборка».

В течение 2017 года на общероссийской карте появилось 15 тысяч красных кружочков – отметок о наличии свалки в разных регионах России. К концу года более 6 тысяч кружочков окрасились в зеленый цвет – это значит, что свалки были убраны.

Практика интерактивных карт и уборок существовала и до 2017 года, на региональном уровне. Однако такой масштаб приобрел именно проект ОНФ «Генеральная уборка». Как это вышло?

Эксперт ОНФ Андрей Нагибин объясняет эффект наличием сильных региональных движений, в том числе большим количеством активистов «Зеленого патруля». Региональные активисты выезжали на места, отмечали на карте свалки, сами организовывали уборки. Действия активистов замечали не только местные СМИ, но и федеральные. Увидев эффективность проекта, свалки начинали отмечать дачники и жители частного сектора.

Общероссийская карта свалок имела еще один эффект. Местным администрациям нередко было выгодно закрывать глаза на нелегальные свалки – к чему лишняя головная боль? Красные кружки на карте делали проблему очевидной для всей страны. Действовал и авторитет ОНФ – движения, близкого президенту. Доходило до курьезов: активисты выезжали на место, а свалка уже была убрана – администрация постаралась. Чиновники быстро смекнули: когда на твоей территории красные кружки превращаются в зеленые – это показатель эффективности.

Критики проекта отмечают временный и показательный эффект карты. Сама карта слишком примитивна – навал мусора в овраге помечается так же, как огромный нелегальный полигон. Провести веселый субботник на два часа или привлекать полицию и прокуратуру, решать вопрос в суде – карта не показывает, сколько усилий было затрачено на закрытие точки. Не отследить по карте и системной работы: что сделано, чтобы люди после уборки снова не начали бросать в это место мусор. Однако в этой простоте кроется одна из причин популярности карты: сделать отметку о свалке может любой человек, даже не очень владеющий компьютером.

Эффективным оказался подход к работе по «Генеральной уборке» в Московской области. Координатор проекта Андрей Сергеев отмечает, что самое страшное для проекта было бы перекрашивание ставших зелеными точек обратно в красный цвет. Чтобы этого не допустить, с администрациями региона ведется работа: на месте бывшей свалки устанавливается контейнер, камеры или наглядная агитация. Результат - за год работы случаев возникновения свалок на старом месте практически не было.

Однако, проводя «генеральную уборку», ОНФ столкнулся и с серьезными сложностями. Главная – что мусором никто не занимался 50 лет, и механизмы работы с проблемой не были налажены.

Когда обнаруживается свалка, администрация не может сразу приступить к уборке. Необходимо сыграть конкурс, провести предоплату. Если это захламление частной территории, администрация вообще не может своими силами ее убрать – это будет нецелевым использованием средств. А собственника найти удается далеко не всегда.

Сложности возникают и при обнаружении свалки в лесу. В силу пробелов в законодательстве у лесхозов в уставе не прописана уборка мусора. Соответственно, и бюджета на нее нет.

Администрации выходили из положения, договариваясь с вывозящими компаниями, которые предоставляли технику и людей, проводили массовые субботники. Полигоны шли навстречу и предоставляли бесплатные талоны.

Итог проекта в Московской области:

- Вывезено огромное количество строительного мусора, который годами не замечали чиновники;

- Главы районов еженедельно отчитывались перед Минэкологии по конференцсвязи – и наконец начали следить за своими территориями.

- Было проведено более 500 рейдов по местам, где мусор скапливается постоянно;

- Сформировалась межведомственная команда (Мосавтодор, Госадмтехнадзор, Минэкологии и др.).

- Во все профильные ведомства были направлены предложения об изменениях в законодательстве.

К концу 2017 года межведомственное взаимодействие было выстроено, и темп уборок в Подмосковье сильно вырос.

Важно, как проект будет работать дальше, удастся ли масштабировать успешный опыт на всей территории России. Очевидно, что понадобится время, чтобы полностью решить проблему свалок.

Мария Малороссиянова, координатор движения "РазДельный Сбор" в г. Красногорск, Московская область