пока до очередного чемпионата мира остается менее месяца, вспомним то, что навечно сохранилось в истории фигурного катания
16 марта в канадском Монреале стартует очередной чемпионат мира по фигурному катанию. Традиционно наше внимание в первую очередь будет приковано к очередным воспитанницам Этери Тутберидзе, благодаря которым интерес к женскому фигурному катанию вырос во всем мире многократно.
Но так было не всегда. В «дотутберидзевкскую» эру более зрелищными считались программы мужчин-одиночников. В 1980-е мы наблюдали за яркой борьбой двух «королей» Брайана Орсера и Брайана Бойтано и спорили, чей Наполеон оказался круче. В 1990-е появились первые квадисты, и соревнования превратились в битву прыгунов вроде Элвиса Стойко, пока наконец из анабиоза не возродилось российская школа мужского фигурного катания и не явила миру противостояние одновременно прыгучих, но артистичных Ягудина и Плющенко. Новый век подарил на красавцев Жубера и Ламбьеля, Фернандеса и Ханю.
Все эти и не только эти фигуристы подарили множество красивых программ, но не всем им суждено было попасть в историю в качестве выдающихся.
Существует множество различных мнений специалистов и дилетантов, но я составила свой личный ТОП пятерки лучших, на мой взгляд, программ, которые уже вошли в историю фигурного катания и стали легендами.
Каковы были критерии отбора?
Первое и самое важное - образ. Я считаю, что любая программа, достойная получить статус легенды, должна создавать яркий и запоминающийся образ. Ну как вот был «Наполеон» у Орсера и Бойтано, «Мушкетер» у Филиппа Канделоро или «Гладиатор» у Ягудина. То есть фигурист должен показывать на льду в первую очередь не то, как он катается, а выступать в качестве конкретного, определенного героя, с которым у зрителей должны быть стойкие и понятные ассоциации. Для этого используются все существующие в арсенале фигуриста и его тренеров инструменты:
- хореография, позволяющая создать целостный, яркий образ;
- запоминающаяся, выразительная музыка;
- соответствующий образу костюм.
Второе – чистота катания. Любой, даже самый яркий образ невозможно раскрыть без чистого, уверенного катания. В идеале он должен быть раскрыт вообще без технических ошибок и уж тем более падений. Поскольку если фигурист падает и ошибается, ты больше будешь сопереживать и бояться его очередного падения, чем пытаться насладиться красотой катания. И образ за всеми этими переживаниями просто не разглядишь.
Ну а теперь моя пятерка программ:
5. Брайан Бойтано. «Наполеон». С этой программой он выиграл золото Олимпиады-88 Калгари, где взял верх над своим вечным соперником Брайаном Орсером. И хотя с момента проката программы прошло уже более 30 лет, она не изобилует техническим экстримом, смотреть это и сегодня приятно. Особенно хорош тот самый эффектный тройной с поднятой вверх рукой. Ну и дорожки шагов, что называется, именно в том самом духе воинственного корсиканца.
4. Филипп Канделоро. «Мушкетер». Известный французский фигурист никогда не отличался безупречным катанием, к тому же имел большие проблемы со скольжением. Но он был потрясающе артистичен, за что и стал настоящим любимцем публики. Его любили даже больше, чем некоторых чемпионов. Он часто попадал в число призеров, но редко становился чемпионом. Его самый яркий сезон пришелся на олимпийский 1998-й год, в котором он стал бронзовым медалистом Олимпиады в Нагано, а его «Мушкетер» стал на долгие годы визитной карточкой фигуриста. Тут тоже звезды сошлись идеально: яркий образ, музыка, костюм, потрясающая хореография, открывшая все грани его артистичной натуры, и в кои-то веки практически безупречное с технической стороны катание.
3.Евгений Плющенко. «Посвящение Нижинскому». Несмотря на то, что эта программа не была олимпийской, я выбираю у Жени именно ее. Эту гениальную программу он катал много раз, но именно на домашнем российском чемпионате в Санкт-Петербурге в 2004 году он, если можно сказать, превзошел сам себя. Безупречная техника, потрясающее владение коньком, пластичность, харизма и какой-то невероятный кураж превратили ее в настоящее чудо на льду. Недаром именно это выступление получило самые высокие оценки за все время существования программы – за презентацию все 9 судей поставили ему оценку 6.0. – беспрецедентный случай в истории фигурного катания.
2. Юдзуру Ханю. «Seimei». Гениальная программа гениального фигуриста. Несмотря на то, что она самая «молодая» в моем списке, ее уже можно смело называть легендой. Эта программа по сути является визитной карточкой Ханю и самой яркой и зрелищной из всех, что у него были. Недаром именно ее он выбрал снова для проката в олимпийский 2018 год, несмотря на то, что первый раз она была представлена публике в сезоне – 2015. Именно выступление 2015 года на одном из этапов Гран-При в Барселоне я привожу здесь в качестве эталона. Это было что-то невероятное – то самое настроение и кураж, которые просто отличную программу превращают в шедевр на льду и переводят в разряд легенд. И, конечно же, экзальтированные возгласы Татьяны Анатольевны Тарасовой за кадром можно понять и простить).
1. Алексей Ягудин. «Зима». Я долго думала, ставить ее или все-таки Ханю на первое место, но потом сравнила степень своей эмоциональной реакции на обе программы – нет, все-таки «Зима» и почти 20 лет спустя остается для меня непревзойденным шедевром, хоть это и единственная коротая программа в моем списке. С ней Алексей триумфально выиграл Олипиаду-2002 в Солт-Лейк-Сити и последовавший за ней чемпионат мира в Нагано. Именно запись из Нагано я представляю здесь в качестве эталона. В Солт-Лейк-Сити тоже всё было замечательно, чисто и красиво, но именно в Нагано чувствовался тот самый кураж и драйв, от которого мурашки по коже. Возможно, выиграв самый главный старт в своей жизни, Алексей полностью раскрепостился и на чемпионате мира катался просто в свое удовольствие? Во всяком случае, энергетика просто зашкаливала. Смотрите и наслаждайтесь.
А какие программы считаете шедеврами вы?
Понравилась статья? Ставьте лайк. Хотите первыми узнавать о новых материалах? Подписывайтесь на канал.