Последняя часть статьи о специальной автомобильной технике для коммунального хозяйства, которую на протяжении 60 лет выпускают в Пензе. Ссылку на предыдущие части вы найдете в конце статьи.
Николай Марков, фото из архивов заводов-производителей
Первая половина 1990-х оказалась для производственных мастерских ПГЭС проверкой на прочность. В связи с уменьшением заказов руководство горэлектросети намеревалось сократить штаты за счет сотрудников мастерских и сосредоточиться лишь на эксплуатации электрических сетей – то есть получать прибыль от продажи киловатт-часов электроэнергии, а производственной деятельностью заниматься по остаточному принципу. Однако такой шаг вызвал разногласия в коллективе. В итоге при акционировании предприятия в период 1995-1996 годов инициативная группа из числа работников мастерских в количестве 300 человек (при общей численности сотрудников ПГЭС в 800 человек) выделилась с частью помещений и оборудования из состава материнского предприятия в независимое АО, получившее название «Завод коммунальной энергетики». Парадокс же ситуации заключался в том, что оба этих юрлица, «прописанных» по одному и тому же адресу и делящих между собой одну и ту же территорию, продолжили уже независимо друг от друга выпускать одну и ту же продукцию!
Однако оба производственных предприятия смогли удержаться на плаву в сложный период времени и даже независимо друг от друга модернизировать свою продукцию – в частности, обновить оборудование, применяемое в электроизмерительных лабораториях. Что касается оперативных машин с кузовами КАТ-1, то их выпуск в небольших количествах еще около трех лет после «развода» продолжал Завод коммунальной энергетики – крест на них поставили сложности с продлением одобрения типа транспортного средства. Выпуск же собственного кузова фургонного типа оба предприятия сохранили и дальше. Причем на ЗКЭ, работая по индивидуальным заказам, за последующие годы создали более десятка его разновидностей.
Производственный участок ПГЭС такой гибкостью похвастаться не смог, а потому под монтаж спецоборудования там стали чаще использовать цельнометаллические ГАЗели, автобусы Павловского, Курганского и Семеновского заводов и даже «вахтовки» НефАЗ и Урал.
Линейка машин производства Завода коммунальной энергетики была шире: помимо электролабораторий ППУ (5 версий) и «авариек» АРТК-М (2 базовые версии – с бытовым отсеком и без) в нее входили линейные машины МПЛ для перевозки оперативных ремонтных бригад (функциональные аналоги машин ОМЭ) и измерительные лаборатории ЛИ на базе внедорожников УАЗ и Hyundai. А в перечне модификаций присутствовали даже такие экзотические варианты, как «аварийки» АРТК-М, в которых кузов-фургон дополнен бортовой платформой и КМУ.
Ну, а что происходит с этими предприятиями сейчас? "Аварийки" для коммунальщиков и энергетиков в Пензе по тому же самому адресу (ул.Каракозова, 35) по-прежнему выпускают, хоть и не в таких масштабах, как раньше. Зато, как и в советские годы, вся эта деятельность ведется в рамках одного юрлица - ООО ПО "Энергоспецтехника", куда в марте 2009 года было передано всё автомобильное производство с ЗАО "ПГЭС". Второе же предприятие, АО "Завод коммунальной энергетики", было ликвидировано в августе 2018 года.
Предыдущие части статьи смотрите здесь: ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3