В 1870 году Франция в течение 7 дней следила за необычным судебным процессом. Судили Врзн-Люка.
История же началась за 8 лет до процесса. Именно тогда сын подёнщика и служанки из Ланнере, близ Шатодёна стал заниматься тем, что в конце концов привело его на скамью подсудимых.
А ещё раньше он, перебравшись в Париж, устроился в контору некоего Летеллье, где занимались составлением родословных. У конторы была плохая деловая репутация, но платили вовремя и неплохо, всё остальное было неважно. Скорее всего, здесь он получил первые навыки подделки почерка, сфабриковав для маркиза Дюпра набор документов, подтверждавших его родство с жившим за 500 лет до того кардиналом Дю Пра. Фальшивка была сделана столь искусно, что разоблачить её не смогли даже ведущие специалисты того времени. Появились деньги, возможность работать со старинными документами в лучших библиотеках страны: библиотека Мазарини, библиотека
Арсенала, Императорская библиотека и библиотека Святой Женеьевы, откуда его, правда, выгнали за попытку вырезать страницы из понравившейся книги.
В 1861 или 1862 году он познакомился с Мишелем Шалем — астрономом, «императором геометрии», главой кафедры геометрии императорского Политехнического института, членом Парижской академии наук, а также Стокгольмской, Мадридской, Петербургской, Римской, Брюссельской, Берлинской и других академий, крупным учёным и страстным коллекционером старинных рукописей. Их сближало и то, что Шаль был родом из Шартра.
Узнав о теме коллекционирования своего знакомого, Врэн-Люк рассказал ему романтическую историю графа Буажурдэна (никогда не существовавшего) владельца богатой коллекции рукописей. Спасаясь от революции, граф бежал в Америку, но корабль затонул. Граф погиб, а коллекцию смогли спасти. Теперь же наследник её продаёт частями через переплётчика. Это копии на старофранцузском языке, а оригиналы погибли в Турском аббатстве.
Устоять перед таким соблазном академик просто не мог. За 27 тысяч поддельных автографов мошенник получил 150 тысяч франков!
Обман мог продолжаться ещё долгое время, если бы Шаль не захотел показать миру свои сокровища. Он подарил Флоренции автограф Данте, Бельгийской академии 2 письма от императора Карла V Габсбурга мэтру Франсуа Рабле. И это бы сошло. Но Шаль, опираясь на купленные им письма, выступил с заявлением, что слава открытия закона всемирного тяготения принадлежит не англичанину Ньютону, а французу Паскалю. А это уже скандал.
По мере того как становилось известно известно о сокровищах, собранных Шарлем, росло удивление, недоумение и возмущение происходящим. В Британском музее хранится единственный (! ) документ - расписка, написанный рукой Шекспира. А тут письма, неизвестные сонеты! Да что там Шекспир, Рабле, Данте! У Шаля есть автографы Овидия и Апулея, Сафо, Ариосто, Петрарки, Платона, Сократа, Пифагора, Спинозы, Коперника, Декарта, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Александра Македонского, Нерона, Юлия Цезаря, Августа, Клеопатры. послания Аттилы и Магомета... Больше того, письма проповедников к Иисусу Христу, царя Ирода к Лазарю, воскресшему из мёртвых, Иуды Искариота к Марии Магдалине. Вся история человечества, все значимые лица присутствовали в этой коллекции подделок.
Представьте, как смеялись на процессе присутствующие, да и сами судьи, когда звучал этот бесконечный список! Врэн-Люка признался, что мог за день создать до тридцати автографов. Бумагу он научился старить, иногда вырезал из старых книг чистые листы, изобрёл чернила, которые при проверке (Шаль для первых документов такую проверку делал) казались древними.
Приговор оказался мягким: два года тюрьмы. Адвокат в своей речи старался доказать, что подзащитный действовал из патриотических побуждений. В большинстве документов говорилось о приоритете французов, восхвалялись древние галлы и их деяния, руководствовался аферист благородной идеей - вернуть Франции её былое величие.
Журналисты назвали этот процесс делом о великом подлоге. Альфонс Доде рассказал эту историю в романе "Бессмертный". Роман кончается трагически. В жизни же несколько иначе, всё происходит согласно русской пословице: горбатого могила исправит. Выйдя на свободу, Врен-Люка опять составляет фальшивую родословную, да ещё и книги крадёт, После 3 лет тюрьмы недолгая свобода и вновь камера за книжное воровство. Королём фальсификации его назвали ещё при жизни.
_________________________________________________________________________________________
Спасибо за дочитывание и подписку, Жду комментариев и палец вверх. Всем добра!
5