Найти тему
машина

"Технички" из Пензы (ч.1)

Текст: Николай Марков
Фото: из архива автора и Дениса Дементьева

Недавно исполнилось 60 лет с того момента, как в мастерских Пензенской горэлектросети выпустили первую партию электроизмерительных лабораторий на шасси грузовиков ГАЗ-51А. Очень быстро спецтранспорт для коммунальщиков стал основной продукцией этого предприятия, и сегодня в России едва ли найдется крупный город, в котором нельзя было бы встретить выпущенные в Пензе «аварийки» и лаборатории.

Прежде чем приступить к рассказу о самих машинах, имеет смысл пояснить, с чего вдруг городская электросеть Пензы – организация, изначально занимающаяся эксплуатацией региональной энергосистемы, – превратилась в разработчика и ведущего изготовителя коммунальной спецавтотехники. Пензенская контора изначально имела неплохие подсобные мастерские: пусть со слабым станочным парком, однако электросети других городов не могли похвастать и этим. К тому же в 1955 году Совмин РСФСР передал горэлектросеть Пензы в непосредственное подчинение Министерству коммунального хозяйства РСФСР для организации показательного опытного производства. И произошедшая «смена собственника» открыла для пензенского предприятия новые перспективы: финансирование улучшилось, и это позволило обновить материально-техническую базу и перейти от выпуска мелкого инвентаря к созданию сложных изделий. Одним из них и стала ГЭИЛ – газотронная электроизмерительная лаборатория для обнаружения повреждений в кабельных сетях, построенная в 1959 году на шасси ГАЗ-51А.

ГЭИЛ на шасси ГАЗ-51А
ГЭИЛ на шасси ГАЗ-51А

Создавая ГЭИЛ, коллектив предприятия преследовал одну задачу – обеспечить современным оборудованием собственное хозяйство. Однако в стране уже давно назрела необходимость серийного выпуска такого рода техники. А поскольку работники пензенской электросети фактически оказались пионерами в этой области, то именно им впоследствии и поручили дальнейшее развитие этой темы. Любителям отечественной автоистории силуэт первой пензенской автолаборатории покажется знакомым, и неспроста. Не имея никакого опыта в конструировании автомобильных кузовов, создатели ГЭИЛ воспользовались технической документацией на грузопассажирский автобус так называемого «второго проекта» московского завода «Аремкуз». Правда, в боковины кузова пришлось врезать технологические лючки для подключения к внешнему электропитанию и заземлению, а окна в отсеке для измерительного оборудования сделали открывающимися для охлаждения приборов.

Интерьер кузова ГЭИЛ
Интерьер кузова ГЭИЛ

При всех достоинствах ГЭИЛ, эта машина была довольно трудоемкой в изготовлении, а потому не могла быстро стать массовой. Так что для удовлетворения потребностей региональных электрохозяйств оборудование ГЭИЛ иногда монтировали и в давальческие автобусы-«коробочки», предоставленные заказчиком. Кроме того, с самого начала 1960-х мастерские ПГЭС параллельно с ГЭИЛ освоили выпуск оперативной спецмашины ОМС-1 и аварийно-ремонтной ОМС-2 – по сути, простейших «летучек» для доставки бригады монтеров с набором инструмента. В конструктивном плане эти «аварийки» представляли собой шасси ГАЗ-51А с частично остекленным кузовом-фургоном. Многие современные «аварийки» выполнены по той же самой концепции, хотя деревянный каркас кузова, разумеется, уже ушел в историю.

Оперативная машина ОМС-1 с деревометаллическим кузовом-фургоном (1961 г.)
Оперативная машина ОМС-1 с деревометаллическим кузовом-фургоном (1961 г.)

Переход от штучного выпуска спецавтотехники к серийному пришелся на 1962 год, когда мастерские ПГЭС получили дополнительные производственные мощности в новом цехе. Причем с этого момента автолаборатории и «аварийки» стали основной специализацией предприятия, вытеснив на второй план изоляторы, контакторы, светильники и прочее мелкое электрооборудование. А в 1965-м по распоряжению Минкомхоза при мастерских была организована лаборатория, в задачу которой входила разработка новых электроприборов и аппаратуры для перспективных спецмашин.

Электроизмерительная лаборатория МК-1 на шасси ГАЗ-52-01 с новым унифицированным деревометаллическим кузовом (1965 г.)
Электроизмерительная лаборатория МК-1 на шасси ГАЗ-52-01 с новым унифицированным деревометаллическим кузовом (1965 г.)

Плодами работы лаборатории при ПГЭС стали последовательно освоенные машины МК-1 (измерительная, пришедшая на смену ГЭИЛ), МК-2 (аварийно-ремонтная) и МК-3 («летучка» для обслуживания электросетей). На первых порах эти машины базировались на шасси ГАЗ-51А с кузовами, широко унифицированными с фургонами серии ОМС, но с началом поставок новых шасси ГАЗ-52-01 на предприятии был модифицирован и кузов – в частности, помимо изменения размеров у него увеличилась площадь остекления. Однако у эксплуатационников даже обновленные «аварийки» вызывали ряд справедливых нареканий: низкая крыша фургона не позволяла работать в полный рост, маленькие окошки не обеспечивали вентиляции в жару, а отопления не было вообще. Вдобавок ко всему деревянный каркас не придавал будке долговечности.

Оперативная машина для обслуживания электросетей МК-3 на шасси ГАЗ-52-01
Оперативная машина для обслуживания электросетей МК-3 на шасси ГАЗ-52-01

Поскольку на разработку кузова принципиально новой конструкции требовалось время, да и сама возможность его освоения на существующем оборудовании вызывала ряд вопросов, в качестве временной меры в министерстве приняли решение о поставке в Пензу под комплектацию чужих, более современных фургонов. В результате с 1968 года большинство пензенских спецмашин получили металлические кузова Клетинского, Туймазинского и Куйбышевского заводов. Первой по такой схеме была освоена в производстве АРТК-53 – аварийно-ремонтная машина для теплосетей и котельных, разработанная в столичном ПКБ Академии коммунального хозяйства им. Памфилова.

АРТК в кузове К-1
АРТК в кузове К-1

В качестве основы для нее использовалось шасси ГАЗ-53А с новейшим по тем временам вместительным кузовом К-1 Клетинского машзавода с бензиновым отопителем. В задачи АРТК входила ликвидация аварий на сетях водоканального хозяйства, поэтому ее внутреннее оснащение имело мало общего с прежней продукцией ПГЭС: в стандартный набор были включены автономная электростанция с дизелем Д-37М, сварочный генератор, газосварочное оборудование с баллонами кислорода и пропан-бутана, насосы для откачки воды и вентилятор для продувки загазованных колодцев, кран, прожекторы для освещения места работы ночью, а также верстак, сверлильный станком и слесарные инструменты.

Электроизмерительная лаборатория ПЭЛ-53 для профилактических работ на трансформаторных подстанциях и определения мест повреждений в кабельных линиях (разработка ПКБ АКХ им. Памфилова)
Электроизмерительная лаборатория ПЭЛ-53 для профилактических работ на трансформаторных подстанциях и определения мест повреждений в кабельных линиях (разработка ПКБ АКХ им. Памфилова)

Следом в кузова серии «К», различающиеся лишь количеством и расположением люков и дверей, «переселились» и традиционные пензенские лаборатории и «летучки» для электросетей, причем попутно они получили и новые индексы. Так, аварийно-ремонтная машина для ликвидации повреждений в городских электросетях стала называться АРМЭ-52, оперативная «летучка» – ОМЭ-52, а модернизированная электроизмерительная лаборатория в зависимости от шасси стала именоваться ПЭЛ-52 или ПЭЛ-53. Иногда электроизмерительные лаборатории выпускались в тех же самых кузовах на шасси прицепов.

На «вооружении» Пензенской горэлектросети стояли электроизмерительные лаборатории ПЭЛ, смонтированные на шасси грузовых прицепов
На «вооружении» Пензенской горэлектросети стояли электроизмерительные лаборатории ПЭЛ, смонтированные на шасси грузовых прицепов

В самом начале 1970-х линейка пензенской спецтехники пополнилась «летучками» на базе стандартных фургонов УАЗ-451М и УАЗ-452 – оперативной машиной электросетей ОМЭ-2 и оперативной машиной трамвайно-троллейбусного хозяйства ОМТ-452. С 1979 года к ним присоединилась оперативная машина теплосетей ОМТК-452. Однако из-за больших трудностей с получением ульяновских «буханок» (в то время общая проблема едва ли не для всех заинтересованных предприятий) суммарный выпуск названных модификаций не превышал нескольких десятков штук в год, так что в масштабах страны эти спецмашины остались практически незамеченными.

Оперативная машина ОМЭ-2 на базе УАЗ-452, эксплуатировавшаяся в 1970-х самой Пензенской горэлектросетью
Оперативная машина ОМЭ-2 на базе УАЗ-452, эксплуатировавшаяся в 1970-х самой Пензенской горэлектросетью

Впрочем, не они одни: позднее в Пензе в таких же незначительных объемах строили и еще несколько видов спецтехники – например, оперативные машины энергонадзора для обслуживания городских электроплит ОМЭЭ-1 (на базе ЕрАЗ-762В) и ОМЭЭ-2 (на базе Иж-2715) и даже бурильно-крановые машины БКТ-40 на базе трактора МТЗ-52!

Одна из малоизвестных страниц в деятельности ПГЭС – выпуск бурильно-крановых машин БКТ-40 на базе тракторов Т-40А
Одна из малоизвестных страниц в деятельности ПГЭС – выпуск бурильно-крановых машин БКТ-40 на базе тракторов Т-40А
Оперативная машина энергонадзора ОМЭЭ-1 на базе ЕрАЗ-762В, предназначенная для обслуживания городских электроплит
Оперативная машина энергонадзора ОМЭЭ-1 на базе ЕрАЗ-762В, предназначенная для обслуживания городских электроплит
Более поздний вариант оперативной машины энергонадзора ОМЭЭ-2 базировался уже на ижевском «каблучке»
Более поздний вариант оперативной машины энергонадзора ОМЭЭ-2 базировался уже на ижевском «каблучке»

Продолжение читайте ЗДЕСЬ!