Найти тему
машина

Энциклопедия УАЗоидов, ч.3

Продолжение статьи о разнообразных вариантах микроавтобусов и фургонов на шасси УАЗ, к созданию которых Ульяновский автозавод не имел никакого отношения.

Интересно, что вологодский и саранский заводы помимо вахтовок АПВ-У-03 выпускали и уазоиды собственной конструкции. Так, ВМЗ строил на шасси УАЗ-452Д вахтовку ПДП (передвижной диспетчерский пункт): она значительно проигрывала псковской и по дизайну, и по удобству салона, но тем не менее также получила широчайшее распространение на территории всего СССР.

Вахтовка ПДП Вологодского мехзавода (фото Николая Маркова, 2009 г.)
Вахтовка ПДП Вологодского мехзавода (фото Николая Маркова, 2009 г.)

А авторемонтный завод «Саранский» с 1995 года мелкими партиями начал выпускать микроавтобусы модели 2218, отличительными чертами которых была высокая крыша и сдвижная (!) дверь пассажирского салона, а также цельнометаллические пикапы 2218-01 – уже с низкой крышей и обыкновенной распашной задней дверью двухрядной кабины. На базе микроавтобусов саранским заводом также изготавливались специальные машины для МВД.

Микроавтобус мод. 2218 авторемзавода «Саранский» на службе у подмосковных дорожников (фото Олега Чалкова, 1997 г.)
Микроавтобус мод. 2218 авторемзавода «Саранский» на службе у подмосковных дорожников (фото Олега Чалкова, 1997 г.)
Микроавтобус мод. 2218 в версии для МВД с «обезьянником» в задней части кузова (заводское фото)
Микроавтобус мод. 2218 в версии для МВД с «обезьянником» в задней части кузова (заводское фото)
Пикап 2218-01 авторемзавода «Саранский» (заводское фото)
Пикап 2218-01 авторемзавода «Саранский» (заводское фото)

Еще один «пласт» уазоидов – машины под общим названием ЛЭК, разработанные в 1971 г. Львовским проектно-конструкторским бюро Госкино УССР. В первую очередь эти автомобили предназначались для работы на киностудиях и должны были использоваться для перевозки киносъемочных групп в составе 6 человек (не считая водителя) и технологической аппаратуры. С 1972 года выпуск микроавтобусов под маркой ЛЭК-452-71 освоил Львовский производственный комбинат Государственного комитета УССР по кинематографии; с 1977 года их обозначение в связи с утверждением новых технических условий сменилось на ЛЭК-452-77.

ЛЭК-452-71 Львовского производственного комбината (заводское фото)
ЛЭК-452-71 Львовского производственного комбината (заводское фото)

Спустя несколько лет выпуск микроавтобусов по этой же самой документации освоило также Черниговское предприятие «Кинотехпром» из системы Госкино УССР, причем в процессе производства его марка сменилась в Чернигове с ЛЭК-452-77 на ЧПК-3303 «Десна-2». А в первой половине 1990-х в Чернигове освоили изготовление грузопассажирской версии микроавтобуса под маркой АГП-3303. Здесь же упомянем и еще один «уазоид», разработанный Львовским ПКБ и освоенный в Чернигове в 1984 г. – киносъемочный 7-местный микроавтобус АКСМ-01-452Д, отличавшийся от ЛЭК-452-77 прежде всего значительно увеличенной высотой крыши над пассажирским салоном.

ЧПК-3303 черниговской сборки (заводское фото)
ЧПК-3303 черниговской сборки (заводское фото)
Грузопассажирский фургон АГП-3303 «Десна-2» (фото Александра Говорухи)
Грузопассажирский фургон АГП-3303 «Десна-2» (фото Александра Говорухи)
АКСМ-01-452Д «Десна-2М», первый опытный образец Львовского ПКБ (заводское фото)
АКСМ-01-452Д «Десна-2М», первый опытный образец Львовского ПКБ (заводское фото)

Кроме того, по документации Ивано-Франковского филиала ЦОКТБ ГОСНИТИ, в основе которой лежали чертежи львовского ПКБ на ЛЭК-452-77, ряд украинских предприятий выпускали похожие машины для агропромышленного комплекса, в том числе в Часов Яре (Донецкая область) и Камышевахе (Запорожская область). Машины каждого завода имели свои «фамильные» черты и отличались друг от друга остеклением двери пассажирского салона, молдингами, а также исполнением задней стенки кузова (с люком либо с дверью).

Установка дефектовочная передвижная МПР-16336 Запорожского экспериментального завода транспортных средств из поселка Камышеваха (фото Максима Шелепенкова)
Установка дефектовочная передвижная МПР-16336 Запорожского экспериментального завода транспортных средств из поселка Камышеваха (фото Максима Шелепенкова)

Николай Марков, Денис Дементьев.
Продолжение следует!

Первую часть статьи про УАЗоиды (машины производства краснодарской "Автокубани", Краснопахорского РМЗ и апшеронского "Лессельмаша") можно посмотреть ТУТ
Вторую часть статьи про УАЗоиды (машины псковского "Гидроимпульса", Новоорского ОЭМЗ, гайского "Терминала", Вологодского мехзавода и Саранского АРЗ) можно посмотреть ТУТ