Найти в Дзене
машина

Энциклопедия УАЗоидов, ч.2

Микроавтобусы и фургоны на шасси УАЗ, к изготовлению которых сам Ульяновский автозавод не имеет никакого отношения. Ссылка на первую часть - внизу этого поста.

Другой пример удачных уазоидов – машины, которые строили с 1982 года на псковском НПО «Гидроимпульс» (после 1992 года – АО «Псковавто»). Как и Краснодарский механический завод «Кубань», «Гидроимпульс» выпускал две принципиально отличающиеся машины на шасси УАЗ-452Д: микроавтобус АПВ-У-01 (на его базе еще выпускалась лаборатория ДТВ-8904 с неполным остеклением кузова) и «вахтовку» с отдельным пассажирским модулем АПВ-У-03.

Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01 (он же мод. 2213) с люком в задней стенке и обычной крышей. Фото Олега Чалкова, 2006 г.
Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01 (он же мод. 2213) с люком в задней стенке и обычной крышей. Фото Олега Чалкова, 2006 г.

Аббревиатура «АПВ», к слову, расшифровывается как «Автопередвижная вахтовая». В самом Пскове «вахтовку» делали до конца 1980-х годов, а микроавтобус и его грузопассажирские модификации, в том числе 5-местные «Фермеры» с бортовой платформой – до 2003 года. Причем при получении очередного Одобрения типа транспортного средства в 1995 году микроавтобусы получили новое отраслевое обозначение "2213", грузопассажирские фургоны – "29302", а грузопассажирские автомобили с бортовой платформой – "2931".

Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01-01 (он же У-01В) с высокой крышей и дверью в задней стенке. Фото Николая Маркова, 2007 г.
Микроавтобус Псковавто АПВ-У-01-01 (он же У-01В) с высокой крышей и дверью в задней стенке. Фото Николая Маркова, 2007 г.
Автозак Псковавто АПВ-У-01Т на базе грузопассажирского фургона Псковавто АПВ-У-01Г (мод. 29302). Фото из заводского архива
Автозак Псковавто АПВ-У-01Т на базе грузопассажирского фургона Псковавто АПВ-У-01Г (мод. 29302). Фото из заводского архива
Скорая помощь Псковавто АПВ-У-01С (мод. 2930). Фото из заводского архива
Скорая помощь Псковавто АПВ-У-01С (мод. 2930). Фото из заводского архива
Псковавто АПВ-У-05-02 (мод. 2931) аварийной газовой службы с деревянной грузовой платформой. Выпускалась и модификация АПВ-У-05-01 (мод. 2931-01) с металлическим кузовом типа "пикап". Фото Николая Маркова, 2003 г
Псковавто АПВ-У-05-02 (мод. 2931) аварийной газовой службы с деревянной грузовой платформой. Выпускалась и модификация АПВ-У-05-01 (мод. 2931-01) с металлическим кузовом типа "пикап". Фото Николая Маркова, 2003 г
Один из вариантов опытного микроавтобуса Псковавто АПВ-У-01П с оригинальной передней маской. Фото из заводского архива
Один из вариантов опытного микроавтобуса Псковавто АПВ-У-01П с оригинальной передней маской. Фото из заводского архива

Кроме того, по линии Министерства водного хозяйства выпуск уазоидов по псковской документации также был налажен несколькими другими предприятиями. Так, документация на вахтовки АПВ-У-03 была передана Вологодскому механическому заводу, а на микроавтобусы и пикапы – Новоорскому опытно-экспериментальному механическому заводу (НОЭМЗ), который впоследствии передал их сборку на МП «Терминал» из города Гай Оренбургской области. Кстати, конструкция псковских машин подверглась на НОЭМЗе модернизации: микроавтобусы получили высокую крышу и измененное остекление, а бортовые «Фермеры» – иную грузовую платформу.

Модернизированная версия микроавтобуса АПВ-У-01 завода НОЭМЗ выпускалась под индексом АПВ-У-03. Фото Артема Коновалова, 2006 г.
Модернизированная версия микроавтобуса АПВ-У-01 завода НОЭМЗ выпускалась под индексом АПВ-У-03. Фото Артема Коновалова, 2006 г.
АПВ-У-05-02 завода Терминал (г. Гай) с плоскобортной грузовой платформой. Фото Артема Коновалова, 2007 г.
АПВ-У-05-02 завода Терминал (г. Гай) с плоскобортной грузовой платформой. Фото Артема Коновалова, 2007 г.

Но и на этом история псковских уазоидов не заканчивается. В середине 80-х на «Гидроимпульс» с просьбой о продаже техдокументации на АПВ-У-03 обратились представители авторемонтного завода «Саранский» Госагропрома Мордовской АССР. Псковичи от сделки с заводом другого ведомства отказались, но мордовцы все равно своего добились: документацию на вахтовку они смогли приобрести в обход Пскова на Вологодском мехзаводе! Первые саранские АПВ-У-03 появились на свет в 1988 году и выпускались в течение последующих 9 лет, причем с 1995 года – под оригинальным индексом 2216.

Вахтовка 2216 авторемзавода «Саранский» ничем не отличалась от оригинала – псковской АПВ-У-03. Фото Николая Маркова, 2009 г.
Вахтовка 2216 авторемзавода «Саранский» ничем не отличалась от оригинала – псковской АПВ-У-03. Фото Николая Маркова, 2009 г.

Николай Марков, Денис Дементьев
Продолжение следует!
Другие части статьи об УАЗоидах смотрите по ссылкам:
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 3