Не надо пугаться! УАЗоиды - это не какая-то таинственная инопланетная цивилизация, а всего лишь неприметные, порой даже страшненькие грузопассажирские фургончики, вахтовки и микроавтобусы с оригинальными кузовами. Они базируются на шасси ульяновских «головастиков», но при этом не имеют ровным счетом никакого отношения к Ульяновскому автозаводу!
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
На самом деле таких автомобилей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: достаточно сказать, что еще лет 15-20 назад они встречались даже чаще, чем настоящие «буханки» завода УАЗ! Предпосылками массового появления УАЗоидов на свет в свое время стали два фактора. Первый – это необычайный дефицит машин подобного класса (в первую очередь микроавтобусов и грузопассажирских фургонов) в Советском Союзе. Хотите получить голое шасси УАЗ-452Д? Без проблем! А вот пробить по разнарядке «буханку» из Ульяновска (не то что пассажирскую – а даже обыкновенный фургон) было невероятно сложно, а то и вовсе нереально. Поэтому некоторые предприятия, имевшие в штате сварщиков и жестянщиков, так и поступали – приобретали обыкновенное шасси, на базе которого собственными силами строили фургон. Результат зачастую получался корявеньким, но до эстетики ли было в тех условиях?!
Но отдельные министерства решали вопрос с обеспечением своих организаций спецтранспортом более профессионально, организовывая серийное производство микроавтобусов собственной конструкции на мощностях своих же подведомственных предприятий. Очень широкое распространение в СССР получили микроавтобусы и автоклубы марки «Кубанец»: когда-то такими машинами были обеспечены все крупные областные и районные учреждения культуры. Их выпуском занимался подчинявшийся Министерству культуры РСФСР Краснодарский механический завод «Кубань». Причем если в 1967 году он начинал с производства «Кубанцев» с кузовами автобусного типа (пассажирские машины несли индекс У1А, автоклубы – У1К), то в 1986-м компанию им составила версия с отдельным грузопассажирским модулем (вахтовка): такие машины назывались Т12.02 и выпускались вплоть до 1995 года.
В свою очередь, в 1992 году машины серии У1 были отправлены на пенсию: на смену им пришли микроавтобусы и пикапы новой серии ТСК2 с увеличенной высотой крыши и более широким кузовом (их название расшифровывается как «транспортное средство культуры»). Все эти машины по качеству, да и по дизайну были не только наголову выше самоделок, но по ряду параметров даже превосходили «настоящие» микроавтобусы УАЗ-2206! Недаром они продержались в производстве до 1998 года, то есть до момента закрытия АО «АвтоКубань» (так называлось краснодарское предприятие после распада Союза).
Что характерно, в 1990 году техническую документацию на краснодарские вахтовки Т12.02 приобрел Краснопахорский ремонтно-механический завод из Подмосковья. Такие УАЗоиды из Красной Пахры сначала выпускались под краснодарским обозначением Т12.02А, а позднее при прохождении сертификации получили собственный отраслевой индекс 2941. От аналогов завода «Кубань» эти вахтовки легко отличить по измененному остеклению пассажирского модуля.
Здесь же упомянем вахтовки ТС-1 (фургон-техничка с единственной дверью в задней стенке), ТС-2 (грузопассажирский фургон) и ТС-3 (лесопатрульная грузопассажирская машина) апшеронского завода «Лессельмаш», сделанные с явной оглядкой на краснодарские Т12.02.