Найти тему
машина

Энциклопедия УАЗоидов, ч.1

Не надо пугаться! УАЗоиды - это не какая-то таинственная инопланетная цивилизация, а всего лишь неприметные, порой даже страшненькие грузопассажирские фургончики, вахтовки и микроавтобусы с оригинальными кузовами. Они базируются на шасси ульяновских «головастиков», но при этом не имеют ровным счетом никакого отношения к Ульяновскому автозаводу!

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

На самом деле таких автомобилей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд: достаточно сказать, что еще лет 15-20 назад они встречались даже чаще, чем настоящие «буханки» завода УАЗ! Предпосылками массового появления УАЗоидов на свет в свое время стали два фактора. Первый – это необычайный дефицит машин подобного класса (в первую очередь микроавтобусов и грузопассажирских фургонов) в Советском Союзе. Хотите получить голое шасси УАЗ-452Д? Без проблем! А вот пробить по разнарядке «буханку» из Ульяновска (не то что пассажирскую – а даже обыкновенный фургон) было невероятно сложно, а то и вовсе нереально. Поэтому некоторые предприятия, имевшие в штате сварщиков и жестянщиков, так и поступали – приобретали обыкновенное шасси, на базе которого собственными силами строили фургон. Результат зачастую получался корявеньким, но до эстетики ли было в тех условиях?!

Такое транспортное средство под названием «Детский микропоезд» завод «Кубань» выпускал для крупных парков культуры и отдыха. Фото из заводского архива
Такое транспортное средство под названием «Детский микропоезд» завод «Кубань» выпускал для крупных парков культуры и отдыха. Фото из заводского архива

Но отдельные министерства решали вопрос с обеспечением своих организаций спецтранспортом более профессионально, организовывая серийное производство микроавтобусов собственной конструкции на мощностях своих же подведомственных предприятий. Очень широкое распространение в СССР получили микроавтобусы и автоклубы марки «Кубанец»: когда-то такими машинами были обеспечены все крупные областные и районные учреждения культуры. Их выпуском занимался подчинявшийся Министерству культуры РСФСР Краснодарский механический завод «Кубань». Причем если в 1967 году он начинал с производства «Кубанцев» с кузовами автобусного типа (пассажирские машины несли индекс У1А, автоклубы – У1К), то в 1986-м компанию им составила версия с отдельным грузопассажирским модулем (вахтовка): такие машины назывались Т12.02 и выпускались вплоть до 1995 года.

Характерная черта «Кубанцев» серии У1 – диагональные ребра жесткости на боковинах кузова. Задняя стенка – с трапециевидным стеклом. На фото показан микроавтобус «Кубанец-У1А1» на шасси УАЗ-3303-01. Фото Николая Маркова, 2006 г.
Характерная черта «Кубанцев» серии У1 – диагональные ребра жесткости на боковинах кузова. Задняя стенка – с трапециевидным стеклом. На фото показан микроавтобус «Кубанец-У1А1» на шасси УАЗ-3303-01. Фото Николая Маркова, 2006 г.
Серийный автоклуб Т12.02. Задняя стенка модуля могла быть как глухая (на фото), так и с багажным люком либо с дверью. Фото Николая Маркова, 2007 г
Серийный автоклуб Т12.02. Задняя стенка модуля могла быть как глухая (на фото), так и с багажным люком либо с дверью. Фото Николая Маркова, 2007 г
Передвижная диагностическая станция ГАИ на базе серийного образца Т12.02, конец 1980-х. Фото из заводского архива
Передвижная диагностическая станция ГАИ на базе серийного образца Т12.02, конец 1980-х. Фото из заводского архива

В свою очередь, в 1992 году машины серии У1 были отправлены на пенсию: на смену им пришли микроавтобусы и пикапы новой серии ТСК2 с увеличенной высотой крыши и более широким кузовом (их название расшифровывается как «транспортное средство культуры»). Все эти машины по качеству, да и по дизайну были не только наголову выше самоделок, но по ряду параметров даже превосходили «настоящие» микроавтобусы УАЗ-2206! Недаром они продержались в производстве до 1998 года, то есть до момента закрытия АО «АвтоКубань» (так называлось краснодарское предприятие после распада Союза).

Микроавтобус «Кубанец-ТСК2-01». Фото Павла Букатина
Микроавтобус «Кубанец-ТСК2-01». Фото Павла Букатина
Оперативный спецавтомобиль на базе «Кубанца-ТСК2-09». Задняя стенка могла быть с багажным люком или дверью. Фото из заводского архива
Оперативный спецавтомобиль на базе «Кубанца-ТСК2-09». Задняя стенка могла быть с багажным люком или дверью. Фото из заводского архива
Пикап «Кубанец-ТСК2-08». Фото из заводского архива
Пикап «Кубанец-ТСК2-08». Фото из заводского архива

Что характерно, в 1990 году техническую документацию на краснодарские вахтовки Т12.02 приобрел Краснопахорский ремонтно-механический завод из Подмосковья. Такие УАЗоиды из Красной Пахры сначала выпускались под краснодарским обозначением Т12.02А, а позднее при прохождении сертификации получили собственный отраслевой индекс 2941. От аналогов завода «Кубань» эти вахтовки легко отличить по измененному остеклению пассажирского модуля.

Краснопахорский Т12.02А (мод. 2941) отличается от краснодарского «оригинала» остеклением пассажирского модуля. Фото из заводского архива
Краснопахорский Т12.02А (мод. 2941) отличается от краснодарского «оригинала» остеклением пассажирского модуля. Фото из заводского архива

Здесь же упомянем вахтовки ТС-1 (фургон-техничка с единственной дверью в задней стенке), ТС-2 (грузопассажирский фургон) и ТС-3 (лесопатрульная грузопассажирская машина) апшеронского завода «Лессельмаш», сделанные с явной оглядкой на краснодарские Т12.02.

Задуманный как автомобиль технической помощи, апшеронский фургон ТС-1 на деле использовали и отделения связи, и даже медики! Фото Максима Шелепенкова, 2004 г.
Задуманный как автомобиль технической помощи, апшеронский фургон ТС-1 на деле использовали и отделения связи, и даже медики! Фото Максима Шелепенкова, 2004 г.
Лесопатрульный ТС-3 «Лесник» завода «Лессельмаш». Фото из заводского архива
Лесопатрульный ТС-3 «Лесник» завода «Лессельмаш». Фото из заводского архива

ЧАСТЬ 2 читайте ЗДЕСЬ!
ЧАСТЬ 3 читайте
ЗДЕСЬ!

Авто
5,66 млн интересуются