Это девятый и последний пост из цикла статей об автобусах-«коробочках». Он посвящен технике заводов: Саратовский ОЭАРЗ, Токмакский АРЗ №1, НПО "Гидроимпульс", ГАЗ
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Саратовский опытно-экспериментальный авторемонтный завод
С 1971 года на заводе стали выпускать «коробочки» модели АП-20/26 (типа ПАЗ-651) с цельнометаллическими кузовами на автобусном шасси ГАЗ-51И. До конца 1974 года их собрали 610 штук. С этого же года на производство поставили более современный автобус ЗАП-21, представлявший собой упрощенную версию "минавтопромовской" модели КАВЗ-685 и имевший явное родство с автобусами Сызранского РМЗ и Куйбышевского АРЗ. Изготовление новых автобусов в Саратове велось только до конца 1976 года, поскольку во исполнение решения Совмина СССР с 1977 года они были сняты с плана.
В дальнейшем, как минимум до середины 1980 годов, завод выпускал автобусные кузова ЗАП-21, которые устанавливались при капремонте на шасси ГАЗ-53А взамен любых других изношенных автобусных кузовов (например, взамен родных кузовов автобусов КАВЗ-685).
Токмакский авторемонтный завод № 1, с 1994 г. – ОАО «Токмокский автобусный завод» / Киргизская ССР, Токмак (с 90-х – Кыргызстан, Чуй-Токмок)
К производству цельнометаллических автобусов ТАРЗ-002, представлявших собой упрощенную версию КАвЗ-685, предприятие приступило в 1976 г. Как и многие другие «барбухайки», первые токмакские автобусы имели много конструктивных недоработок и технологических дефектов. Работая над их устранением совместно со специалистами Дмитровского автополигона, заводчане с интервалами в три года поочередно освоили модернизированные варианты ТАРЗ-002А и ТАРЗ-002Б, отличавшиеся в деталях.
Со сменой базового шасси с ГАЗ-53А на ГАЗ-53-12 индекс автобусов изменился на ТАРЗ-002В, а появившаяся в 1991 году версия на шасси ГАЗ-33074 получила обозначение ТАРЗ-3270 (после переименования предприятия в 1994-м – ТАвЗ-3270).
Самым заметным внешним отличием киргизских «коробочек» всех моделей от курганских аналогов на протяжении всего времени производства оставался оригинальный маршрутоуказатель. Выпуск автобусов ТАвЗ продолжался вплоть до 2000-х годов, а пик производства (около 1400 штук в год) пришелся на 1980-е.
НПО «Гидроимпульс», с 1992 г. – АО «Псковавто» / Псков
За всю свою историю псковское предприятие не выпускало «коробочек» в классическом понимании этого слова, однако в 1990 году на Гидроимпульсе было создано транспортное средство СТГ-03, сочетающее в себе черты и вахтовки, и обычного автобуса капотной компоновки: оно представляло собой шасси ГАЗ-3307 с 2-местной кабиной без задней стенки с установленным на нем 15-местным пассажирским модулем с большим проемом в передней стенке. Таким образом, кабина и пассажирский отсек на СТГ-03 объединены в общее пространство, что позволяет с некоторой натяжкой включить этот автомобиль в наш обзор.
Интересно, что среди опытных образцов СТГ-03 существовал и классический вахтовый автобус – вариант с изолированным от кабины пассажирским модулем, причем на шасси ГАЗ-53-12. В начале 1995 года на серийных машинах маркировка СТГ-03 была изменена при сертификации на мод. 3233, одновременно новые собственные индексы были присвоены и разработанным ранее модификациям: автозаку СТГ-03М (вместимость – 6 милиционеров, включая водителя, и 12 заключенных) – мод. 323310, грузовому фургону СТГ-03-03 с 2-местной кабиной и спальным отсеком в заднем модуле – мод. 471800, а криминалистической лаборатории – мод. 394800.
Изготовление Псковавто-3233 по заказам продолжалось вплоть до прекращения в 2003 году заводом всей производственной деятельности, причем автобусы выпуска последних лет серьезно видоизменились внешне: они получили значительно более широкий и высокий пассажирский отсек. Кроме того, были построены версии Псковавто-3233 на шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 с изолированными от кабины пассажирскими модулями (классические вахтовки), а также опытный образец на шасси ЗИЛ-433102. Общий тираж автобусов серий СТГ-03 и Псковавто-3233 составил примерно 5000 экземпляров.
ОАО «Горьковский автомобильный завод», ООО «Автомобильный завод “ГАЗ”» / Нижний Новгород
В начале 2000-х на заводе разработали оригинальные 11-местные автобусы ГАЗ-3901 и ГАЗ-3902 «Вепрь» с «джипоподобным» пятидверным кузовом на полноприводном шасси «Садко». Эти автомобили неоднократно экспонировались на различных выставках, но так и не вышли из стадии опытных образцов.
Вместо них в мелкосерийное производство в итоге пошел переработанный вариант «Вепря» с 3-дверным кузовом и П-образным расположением откидных лавок в салоне позади двух сидений в кабине. Эти лавки могли раскладываться в большое спальное место, вот только пользоваться ими допускалось только на стоянках, поскольку из-за отсутствия АБС «Вепря» удалось сертифицировать лишь как 2-местный грузовой фургон. Производство этой машины завершилось в 2019 году.
Предыдущую часть статьи о капотных автобусах на шасси ГАЗ можно посмотреть по ЭТОЙ ССЫЛКЕ!