Целых три поставщика «УАЗоидов» с оригинальными кузовами было у Министерства бытового обслуживания РСФСР: это Новгородский опытный киномеханический завод, Орджоникидзевский завод технологического оборудования и объединение «Рязбытоборудование» из Рязани. Первый из них в период с середины 1970-х до конца 1980-х строил мастерские бытового обслуживания населения моделей МБОН-1 и МБОН-2 с частично остекленными кузовами-фургонами: такие машины, хотя и в очень ограниченных количествах, поступали практически во все регионы СССР. Машины аналогичного назначения выпускали и в Северной Осетии под маркой ПМ-8.
А объединение «Рязбытоборудование» вплоть до середины 1990-х делало универсальный грузопассажирский микроавтобус АС-01, причем благодаря внесенным изменениям в конструкцию кузова, направленным на повышение его жесткости и долговечности, машины поздних выпусков (с 1992 г.) довольно серьезно видоизменились.
В том же 1992 году техдокументацию на «дорестайлинговые» АС-01 приобрел не имеющий никакого отношения к Минбыту завод «Дизель» из города Дзержинска тогда еще Горьковской области, решивший таким образом догрузить свои производственные мощности. Но разразившийся в стране кризис не позволил осуществить эти планы в полной мере: до 1994 г. на «Дизеле» успели собрать лишь около полусотни АС-01, внешне никак не отличавшихся от рязанских прототипов. Все дзержинские «уазоиды» осели в Нижегородской области, причем как минимум два из них были кустарно переделаны в кареты скорой помощи: такие машины были замечены в середине 90-х в Нижнем Новгороде и Дзержинске.
Еще как минимум два советских завода выпускали спецавтомобили на шасси УАЗ для республиканских Министерств бытового обслуживания населения: так, передвижные мастерские для Минбыта Казахской ССР еще с середины 60-х поставлял Опытно-механический завод им. Крючкова из Алма-Аты, а для Минбыта УССР – Завод нестандартного оборудования из Харькова.
Нет ничего удивительного в том, что несколько вариантов «уазоидов» появились «на вооружении» сначала советских, а затем и российских энергетиков: именно фургончики на базе обладающих отличной проходимостью УАЗов как нельзя лучше подходили в качестве базы для создания передвижных электротехнических лабораторий и передвижных «летучек» для аварийных бригад. Такие машины выпускались, например, Ярославским электромеханическим заводом (ЯЭМЗ) управления Главсельэлектро Минсельхоза РСФСР. Причем в Ярославле выпуск "УАЗоидов" оригинальной конструкции в качестве базы для целого ряда передвижных лабораторий продолжался даже в 2000-х годах, когда эпоха дефицита ульяновских «буханок» давно миновала! Зачем? Просто объем кузова «буханки» оказался недостаточным для размещения комплекта оборудования некоторых спецмашин, что и заставило специалистов ОАО «ЯЭМЗ» разработать свою версию фургона с высокой крышей на длиннобазном шасси УАЗ-33036.
Здесь же можно упомянуть и о спецмашинах РПК-23М для ремонтно-профилактических работ на кабельных магистралях связи, которые с 1985 года выпускались в Петрозаводске ремонтной базой территориального центра №23 Управления междугородной связи и телевидения. Характерной особенностью этих фургонов был стеклопластиковый кузов с высокой полукруглой крышей. В середине 1990-х на базе РПК-23М выпускались грузовички РПК-23-2М «Фермер» с бортовой платформой и 5-местной двухрядной кабиной, унифицированной с кузовом фургона.
Николай Марков, Денис Дементьев
Продолжение следует!
Предыдущие части статьи смотрите по ссылкам: Часть 1, Часть 2, Часть 3