39,2K подписчиков

«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.4)

6,7K прочитали

Четвертый пост из цикла о «коробочках» посвящен капотным автобусам КАВЗ, которые строились на шасси ГАЗ-51И и ГАЗ-63Е.

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

Курганский автобусный завод, с 1992 г. – АК «КАВЗ», с 1999 г. – ОАО «КАВЗ», с 2005 г. – ООО «КАВЗ» / Курган

Когда в 1957 году из Павлово в Курган передавалась техническая документация на цельнометаллические «коробочки» ПАЗ-651А, никакого Курганского автобусного завода еще не существовало в природе, а были лишь строящиеся мощности по производству 5000 автобусов в год при п/я № 12, более известном сегодня как «Курганприборзавод». Забегая вперед скажем, что независимость от «почтового ящика» автобусное производство получило лишь в 1968 году после перевода из Миноборонпрома в систему Минавтопрома; при этом сами территории разделившихся предприятий сразу же разграничили забором. Хотя в целях маскировки автобусный цех п/я № 12 и в прессе, и в справочниках сразу же стали именовать именно Курганским автобусным заводом, причем до начала 1960-х это название часто сокращали до аббревиатуры КуАЗ вместо привычного КАВЗ.

ПАЗ-651А курганской сборки образца 1958-1962 годов (заводское фото)
ПАЗ-651А курганской сборки образца 1958-1962 годов (заводское фото)

Сборка курганских «коробочек» под маркой ПАЗ-651А стартовала 14 января 1958 года. Сперва большинство кузовных комплектующих для них поступало из Павлово, однако со временем привозные детали заменялись собственными. В общей сложности за первый год в сбыт ушло 508 курганских «пазиков». Чуть позже в Кургане освоили еще три «пазовские» модели – автолавку ПАЗ-659 (4х2 и 4х4), газобаллонный ПАЗ-651Ж (4х2) и спецавтобус модели 663 (4х4) для монтажа аппаратуры геофизической лаборатории. В опытном порядке также построили полноприводную модификацию обычного пассажирского автобуса, но к производству ее не приняли из-за проблем с устойчивостью.

Опытный образец автобуса типа ПАЗ-651А на полноприводном шасси ГАЗ-63Е (заводское фото)
Опытный образец автобуса типа ПАЗ-651А на полноприводном шасси ГАЗ-63Е (заводское фото)

Однако уже в 1960 г. молодой конструкторский коллектив завода представил первый автобус собственной разработки – КАВЗ-985, получивший на предприятии прозвище «Крокодил». От серийной «коробочки» он позаимствовал лишь агрегатную базу – автобусное шасси ГАЗ-51И, у переднего моста которого расширили колею. А вот цельнометаллический кузов был выполнен по новой панельной технологии – он собирался из крупных панелей и не имел привычного каркаса. Во внутренней отделке широко использовалась пластмасса. Благодаря такому решению собственная масса КАВЗ-985 по сравнению с ПАЗ-651А уменьшилась на 400 кг при одинаковой вместимости. Из-за нехватки опыта разработчики еще на стадии проектирования допустили ряд ошибок (например, не соответствовало нормам расположение светотехники), да и технология серийного изготовления бескаркасных кузовов оказалась на тот момент для завода слишком сложной.

Поэтому Курганский автобусный продолжил выпускать модель 651А под лозунгом «Даешь количество!», выйдя к 1962 году на проектную мощность. Сами же машины к этому времени претерпели некоторые изменения: в связи с прекращением поставок из Павлово оригинального «горбатого» капота, полукруглой облицовки радиатора и хромированного бампера для них стало использоваться стандартное переднее оперение от ГАЗ-51А, а дверь в задней стенке кузова получила металлический каркас вместо деревянного. Кстати, именно с 1962 г. курганские автобусы стали нести марку КАВЗ вместо ПАЗ.

Ближе к середине 60-х стали появляться первые модификации «шестьсот пятьдесят первого», созданные самими «КАВЗовцами». Так, 1963 годом датированы армейский автобус-перевязочная КАВЗ-651АП (4х4) для оказания первой медицинской помощи в полевых условиях, а также автобусы КАВЗ-651Б (пассажирский, 4х2) и КАВЗ-663А (специальный, 4х4) с салонными отопителями – прежде на «коробочках» был предусмотрен только обогрев ветрового стекла в кабине водителя. Правда, даты разработки и освоения в производстве порой серьезно отличались: так, технические условия на санитарный КАВЗ-651АП были согласованы во всех инстанциях лишь в 1965 г., а первая партия товарных автобусов КАВЗ-651Б вообще увидела свет лишь в 1970-м.

Серийные образцы КАВЗ-651Б получили систему отопления пассажирского салона (у КАВЗ-651А обогревались только ветровые стекла кабины) и новый двухоконный маршрутоуказатель
Серийные образцы КАВЗ-651Б получили систему отопления пассажирского салона (у КАВЗ-651А обогревались только ветровые стекла кабины) и новый двухоконный маршрутоуказатель

В 1969 г. был создан учебный автобус КАВЗ-651Г. От обычной «коробочки» он отличался двумя наружными зеркалами, соответствующим указателем на крыше и пассажирской дверью без дистанционного привода. В его отгороженном поручнями салоне предусматривались 17 мест для размещения курсантов, а в кабине помимо сиденья водителя стояло кресло инструктора с дублирующими педалями и пультом выборочного отключения приборов для тренировки внимания обучаемого.

Учебный КАВЗ-651Г
Учебный КАВЗ-651Г

Замену морально устаревшему семейству "651" курганские конструкторы начали готовить еще в первой половине 60-х, взяв за основу переданную из Павлово документацию на автобусы серии ПАЗ-671. Так родился практически аналогичный им автобус КАВЗ-986 на шасси ГАЗ-52, но об этом – в следующей части! А в завершение этой части размещу небольшую фотосессию автобуса КАВЗ-651Б позднего выпуска, который на Курганском автобусном заводе отреставрировали в 1997 году.

Предыдущую часть статьи смотрите здесь: ЧАСТЬ 3
Продолжение смотрите здесь: ЧАСТЬ 5