Друзья, это вторая часть поста, посвященного истории производства пикапов на базе легковых автомобилей ГАЗ. И она полностью посвящена пикапам и фургонам марки «Трофим», которые с 2003 года выпускали на основе «Волги» на ЗАО «Завод Гидропривод» в Тульской области, в городе Кимовск. Ссылка на первую часть статьи приведена в конце.
Текст и фото: Николай Марков
Автомобилями на кимовском заводе занялись еще в 2001 году, организовав участок по переоборудованию стандартных бортовых «ГАЗелей» в длиннобазные. Процесс был поставлен на поток: в 2005-м в Кимовске удлиняли по 60 «полуторок» в месяц, присваивая им новый отраслевой индекс (он начинался с цифр 2796).
На «Гидроприводе» производство грузовых «Волг» под собственным брендом «Трофим» начиналось примерно так же, как когда-то на советских авторемонтных заводах – с переделки подержанных машин, причем не только современных на тот момент ГАЗ-3110, но даже и стареньких, изношенных ГАЗ-31029.
Тем временем кимовские пикапы прошли процедуру сертификации, и у «Гидропривода» появилась возможность выпускать их с нуля, выдавая собственный паспорт транспортного средства. Из чего именно выпускать, это уже второй вопрос, и он имел два варианта решения. Первый – приобретать под переделку новенькие «Волги» ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102 из автосалонов официальных дилеров. Получалось дороговато, однако оставшиеся после переоборудования детали легковой «Волги» (фактически половина кузова и салона) затем сдавались на реализацию в сеть «ГАЗзапчасть», позволяя отбить часть затрат.
Второй вариант предполагал кооперацию с Чебоксарским авторемонтным заводом, который взялся было поставлять для пикапов готовые кабины типа ГАЗ-3110. Благо, на ЧАРЗе самостоятельно штамповали большую номенклатуру кузовных деталей для поставки в запчасти к автомобилям ГАЗ. Однако качество тех кабин оказалось невысоким, и от такого сотрудничества в Кимовске быстро отказались.
Логическим завершением всей этой эпопеи стал договор между «Гидроприводом» и самим ГАЗом: последний с июля 2005 года специально для кимовского предприятия стал выпускать кузова «Волг» с частично неукомплектованной задней частью кузова – без крышки багажника, задней панели и стоек крыши, задних дверей и сиденья.
С этого момента на Гидроприводе уже началось не эпизодическое, а полноценно серийное производство грузовых «Волг», получивших собственное имя «Трофим». Кстати, меня всегда интересовал вопрос о мотивах, побудивших создателей назвать машину именно так. Но выяснить в свое время на заводе мне это так и не удалось: всех сотрудников предприятия этот вопрос ставил в тупик. Остается предположить, что сам хозяин Гидропривода просто-напросто являлся поклонником творчества певца Трофима ))
В 2006 году «Гидропривод» собирал уже по 20 «Трофимов» в месяц. Основной объем продаж приходился на Москву, где эти машины стали уже весьма заметными участниками городского движения (тем более что при грузоподъемности менее 1 тонны для них был открыт въезд в центр).
А сейчас – кратенькая экскурсия по сборочному цеху, где и проходило изготовление «Трофимов». Вот на автовозе из Нижнего Новгорода в Кимовск доставили новую партию сборочных машинокомплектов – кузовов ГАЗ-31105 с частично отсутствующими элементами задка:
В цехе эти кузова устанавливались на вот такие временные технологические шасси, на которых дальше вручную перекатывались от одного сборочного поста к другому:
«Волговский» кузов первым делом обрезался «болгаркой» по среднюю стойку. Отпиленный задок дальше складировался в сугробе в ожидании продажи на запчасти или сдачи в металлолом:
А к оставшейся передней половинке кузова на стапеле приваривались оригинальные задняя стенка кабины и полурама:
Затем получившееся шасси с кабиной вновь водружалось на технологическую тележку и перекатывалось в «малярку»:
Далее окрашенные шасси поступали в сборочный цех, где постепенно обрастали двигателем, трансмиссией, электрооборудованием и элементами салона и декора:
И, наконец, завершающим этапом процесса сборки был монтаж грузовой надстройки. В разное время серийно устанавливались четыре типа надстроек: металлическая бортовая платформа с тентом и промтоварная стеклопластиковая будка собственного изготовления, «изотерма» Козельского механического завода и рефрижераторный фургон Мытищинского приборостроительного завода.
Серийные «Трофимы» оснащались оригинальной задней подвеской на малолистовых рессорах, позволившей довести полезную нагрузку машины до 800 кг. Выпуск этих рессор в 2005 году освоил Чусовской металлургический завод. До этого на пикапы ставили родные «волговские» рессоры с подрессорником от «ГАЗели», но опыт эксплуатации показал нежизнеспособность такого варианта: рессоры достаточно быстро проседали даже при работе машины с грузами весом не более 500 кг.
Пару слов скажу о маркировке «Трофимов». Серийные образцы, выпускаемые на основании ОТТС, получали собственный VIN-код вида Х89-BS2 и один из двух вариантов индекса: 173100 для пикапов с бортовой платформой и 17310В для фургонов.
Помимо обычных серийных «Трофимов», на Гидроприводе успели построить несколько интересных опытных образцов. Например, в 2004 году в единственном экземпляре был сделан полноприводный пикап «Трофи-М» с чебоксарской кабиной от ГАЗ-3110, поставленной на удлиненную раму от УАЗ-3162.
А в 2005 году также в единственном экземпляре был сделан красивый пикап со стеклопластиковым кузовом, стилистически выполненным как продолжение кабины.
Наконец, в январе 2006-го в Кимовске собрали образец «Трофима» с дизелем ЗМЗ-514. «Дизелизация» прошла практически безболезненно: для того чтобы подружить 514-й двигатель с «волговским» моторным отсеком, пришлось лишь перенести полку крепления аккумулятора и изменить выпускную систему.
Производство пикапов и фургонов «Трофим» свернули в 2006 году после завершения срока действия очередного Одобрения типа транспортного средства. Продлевать его не стали из-за грядущего прекращения выпуска легковых автомобилей на ГАЗе. Удлинением «ГАЗелей» же в Кимовске продолжали заниматься до 2009 года.
Первую часть статьи о пикапах ГАЗ читайте ЗДЕСЬ
Все статьи канала "МАШИНА" смотрите ЗДЕСЬ