Найти в Дзене
машина

Грузовые «Волги», которые делали серийно

Друзья, это вторая часть поста, посвященного истории производства пикапов на базе легковых автомобилей ГАЗ. И она полностью посвящена пикапам и фургонам марки «Трофим», которые с 2003 года выпускали на основе «Волги» на ЗАО «Завод Гидропривод» в Тульской области, в городе Кимовск. Ссылка на первую часть статьи приведена в конце.

Текст и фото: Николай Марков

Автомобилями на кимовском заводе занялись еще в 2001 году, организовав участок по переоборудованию стандартных бортовых «ГАЗелей» в длиннобазные. Процесс был поставлен на поток: в 2005-м в Кимовске удлиняли по 60 «полуторок» в месяц, присваивая им новый отраслевой индекс (он начинался с цифр 2796).

Очередная удлиненная «ГАЗель» модели 27961В покидает территотию «Гидропривода»
Очередная удлиненная «ГАЗель» модели 27961В покидает территотию «Гидропривода»

На «Гидроприводе» производство грузовых «Волг» под собственным брендом «Трофим» начиналось примерно так же, как когда-то на советских авторемонтных заводах – с переделки подержанных машин, причем не только современных на тот момент ГАЗ-3110, но даже и стареньких, изношенных ГАЗ-31029.

Вот как раз пикап "Трофим" 173100 на базе б/у ГАЗ-31022 1995 года выпуска
Вот как раз пикап "Трофим" 173100 на базе б/у ГАЗ-31022 1995 года выпуска

Тем временем кимовские пикапы прошли процедуру сертификации, и у «Гидропривода» появилась возможность выпускать их с нуля, выдавая собственный паспорт транспортного средства. Из чего именно выпускать, это уже второй вопрос, и он имел два варианта решения. Первый – приобретать под переделку новенькие «Волги» ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102 из автосалонов официальных дилеров. Получалось дороговато, однако оставшиеся после переоборудования детали легковой «Волги» (фактически половина кузова и салона) затем сдавались на реализацию в сеть «ГАЗзапчасть», позволяя отбить часть затрат.

"Трофим" 17310В из половинки ГАЗ-3102. Год выпуска 2004, заводской № 012
"Трофим" 17310В из половинки ГАЗ-3102. Год выпуска 2004, заводской № 012

Второй вариант предполагал кооперацию с Чебоксарским авторемонтным заводом, который взялся было поставлять для пикапов готовые кабины типа ГАЗ-3110. Благо, на ЧАРЗе самостоятельно штамповали большую номенклатуру кузовных деталей для поставки в запчасти к автомобилям ГАЗ. Однако качество тех кабин оказалось невысоким, и от такого сотрудничества в Кимовске быстро отказались.

"Трофим" 173100 2004 года с кабиной от ГАЗ-3110 производства Чебоксарского АРЗ. Заводской порядковый номер машины – 49
"Трофим" 173100 2004 года с кабиной от ГАЗ-3110 производства Чебоксарского АРЗ. Заводской порядковый номер машины – 49

Логическим завершением всей этой эпопеи стал договор между «Гидроприводом» и самим ГАЗом: последний с июля 2005 года специально для кимовского предприятия стал выпускать кузова «Волг» с частично неукомплектованной задней частью кузова – без крышки багажника, задней панели и стоек крыши, задних дверей и сиденья.

"Трофим" 17310В, выпущенный в 2006 году из машинокомплекта ГАЗ-31105
"Трофим" 17310В, выпущенный в 2006 году из машинокомплекта ГАЗ-31105

С этого момента на Гидроприводе уже началось не эпизодическое, а полноценно серийное производство грузовых «Волг», получивших собственное имя «Трофим». Кстати, меня всегда интересовал вопрос о мотивах, побудивших создателей назвать машину именно так. Но выяснить в свое время на заводе мне это так и не удалось: всех сотрудников предприятия этот вопрос ставил в тупик. Остается предположить, что сам хозяин Гидропривода просто-напросто являлся поклонником творчества певца Трофима ))

Даже магнитолу на пикапы на Гидроприводе ставили фирменную – с логотипом «Трофим». Интересно, аудиокассета певца Трофима в комплекте, случайно, не шла? ))
Даже магнитолу на пикапы на Гидроприводе ставили фирменную – с логотипом «Трофим». Интересно, аудиокассета певца Трофима в комплекте, случайно, не шла? ))

В 2006 году «Гидропривод» собирал уже по 20 «Трофимов» в месяц. Основной объем продаж приходился на Москву, где эти машины стали уже весьма заметными участниками городского движения (тем более что при грузоподъемности менее 1 тонны для них был открыт въезд в центр).

Площадка готовой продукции ЗАО «Завод Гидропривод», начало 2006 года
Площадка готовой продукции ЗАО «Завод Гидропривод», начало 2006 года

А сейчас – кратенькая экскурсия по сборочному цеху, где и проходило изготовление «Трофимов». Вот на автовозе из Нижнего Новгорода в Кимовск доставили новую партию сборочных машинокомплектов – кузовов ГАЗ-31105 с частично отсутствующими элементами задка:

-9

В цехе эти кузова устанавливались на вот такие временные технологические шасси, на которых дальше вручную перекатывались от одного сборочного поста к другому:

-10

«Волговский» кузов первым делом обрезался «болгаркой» по среднюю стойку. Отпиленный задок дальше складировался в сугробе в ожидании продажи на запчасти или сдачи в металлолом:

-11

А к оставшейся передней половинке кузова на стапеле приваривались оригинальные задняя стенка кабины и полурама:

-12

Затем получившееся шасси с кабиной вновь водружалось на технологическую тележку и перекатывалось в «малярку»:

Далее окрашенные шасси поступали в сборочный цех, где постепенно обрастали двигателем, трансмиссией, электрооборудованием и элементами салона и декора:

И, наконец, завершающим этапом процесса сборки был монтаж грузовой надстройки. В разное время серийно устанавливались четыре типа надстроек: металлическая бортовая платформа с тентом и промтоварная стеклопластиковая будка собственного изготовления, «изотерма» Козельского механического завода и рефрижераторный фургон Мытищинского приборостроительного завода.

Серийные «Трофимы» оснащались оригинальной задней подвеской на малолистовых рессорах, позволившей довести полезную нагрузку машины до 800 кг. Выпуск этих рессор в 2005 году освоил Чусовской металлургический завод. До этого на пикапы ставили родные «волговские» рессоры с подрессорником от «ГАЗели», но опыт эксплуатации показал нежизнеспособность такого варианта: рессоры достаточно быстро проседали даже при работе машины с грузами весом не более 500 кг.

Интерьер кабины – как у обычной «Волги», а окошки в задней стенке взяты от грузовика ГАЗ-3307
Интерьер кабины – как у обычной «Волги», а окошки в задней стенке взяты от грузовика ГАЗ-3307

Пару слов скажу о маркировке «Трофимов». Серийные образцы, выпускаемые на основании ОТТС, получали собственный VIN-код вида Х89-BS2 и один из двух вариантов индекса: 173100 для пикапов с бортовой платформой и 17310В для фургонов.

Помимо обычных серийных «Трофимов», на Гидроприводе успели построить несколько интересных опытных образцов. Например, в 2004 году в единственном экземпляре был сделан полноприводный пикап «Трофи-М» с чебоксарской кабиной от ГАЗ-3110, поставленной на удлиненную раму от УАЗ-3162.

"Трофи-М"
"Трофи-М"

А в 2005 году также в единственном экземпляре был сделан красивый пикап со стеклопластиковым кузовом, стилистически выполненным как продолжение кабины.

Наконец, в январе 2006-го в Кимовске собрали образец «Трофима» с дизелем ЗМЗ-514. «Дизелизация» прошла практически безболезненно: для того чтобы подружить 514-й двигатель с «волговским» моторным отсеком, пришлось лишь перенести полку крепления аккумулятора и изменить выпускную систему.

-20

Производство пикапов и фургонов «Трофим» свернули в 2006 году после завершения срока действия очередного Одобрения типа транспортного средства. Продлевать его не стали из-за грядущего прекращения выпуска легковых автомобилей на ГАЗе. Удлинением «ГАЗелей» же в Кимовске продолжали заниматься до 2009 года.

Первую часть статьи о пикапах ГАЗ читайте ЗДЕСЬ
Все статьи канала "МАШИНА" смотрите
ЗДЕСЬ