39,2K подписчиков

«Коробочки»: капотные автобусы на шасси ГАЗ (ч.2)

9,9K прочитали

Второй пост из цикла о «коробочках» целиком посвящен капотным автобусам марки ПАЗ. Приятного просмотра!

ПАЗ (Павловский автобусный завод им. Жданова) / Горьковская обл., Павлово
По постановлению Совмина СССР в 1952 году в Павлово на площадях ЗАТИ (Завода по производству автотракторного инструмента) были созданы мощности для выпуска 10 тысяч автобусов типа ГЗА-651 в год. Уже 5 августа после проведения реконструкции из ворот предприятия, переименованного в Павловский автобусный завод имени Жданова, выехали первые пять таких машин, собранных из деталей Горьковского автобусного завода. Всего за 1952 год в сбыт отправили 303 ГЗА-651.

ГЗА-651 сборки Павловского автобусного завода
ГЗА-651 сборки Павловского автобусного завода

Начиная с 1953 года, в Павлово приступили к выпуску санитарных автобусов ПАЗ-653, которых на протяжении первых двух лет делалось даже больше, чем пассажирских 651-х. Интересно, что конструкция павловской «санитарки» заметно отличалась от горьковской: поскольку на базовом шасси ГАЗ-51К поменялась конструкция кабины, то соответствующим доработкам потребовалось подвергнуть и кузов.

Санитарный ПАЗ-653
Санитарный ПАЗ-653

В 1953 году в Павлово по наработкам Горьковского автобусного завода изготовили опытные образцы штабного автобуса ПАЗ-654 на шасси ГАЗ-63 и инкассаторского фургона ПАЗ-655. Обе модели впоследствии были изготовлены малыми партиями. В апреле 1954 года началась сборка фургона для перевозки хлеба ПАЗ-657, унифицированного с автобусом ГЗА-651. Он имел 3-местную кабину, герметизированный от пыли грузовой отсек с четырьмя дверьми в правой стенке и багажник с отдельной дверью в задней части кузова. Интересно, что отсек для хлеба в ПАЗ-657 имел подогрев для предотвращения образования конденсата, в то время как салон пассажирского ГЗА-651 такой «роскоши», как салонная печка, не имел вообще!

Штабной автобус ПАЗ-654 на шасси ГАЗ-63
Штабной автобус ПАЗ-654 на шасси ГАЗ-63
Инкассаторский фургон ПАЗ-655
Инкассаторский фургон ПАЗ-655
Первый опытный образец автопоезда-хлебовоза из тягача ПАЗ-657 и одноосного прицепа ПАЗ-658. В период с 1954 по 1958 гг. было сделано более 3,6 тысяч штук хлебных «коробочек»
Первый опытный образец автопоезда-хлебовоза из тягача ПАЗ-657 и одноосного прицепа ПАЗ-658. В период с 1954 по 1958 гг. было сделано более 3,6 тысяч штук хлебных «коробочек»

Начиная с 24 мая 1954 года, сборка автобусов ГЗА-651, ПАЗ-653 и фургонов ПАЗ-657 велась на непрерывно движущемся конвейере, что позволило без малого вдвое увеличить годовой объем выпуска продукции. До конца того же года было налажено производство еще одной грузовой версии «коробочки» — унифицированного с хлебовозом фургона для перевозки одежды ПАЗ-661, а также были построены два опытных образца автолавки ПАЗ-659 для работы в районах освоения целинных и залежных земель.

Фургон для перевозки одежды ПАЗ-661 выпускался в 1954-1956 гг. (всего изготовлено чуть больше полутора сотен экземпляров)
Фургон для перевозки одежды ПАЗ-661 выпускался в 1954-1956 гг. (всего изготовлено чуть больше полутора сотен экземпляров)

По результатам испытаний проходимость автолавок по бездорожью была признана неудовлетворительной. Выходом из положения стало бы применение под автолавку полноприводного шасси ГАЗ-63, но «в чистом виде» оно не подходило из-за высокого центра тяжести и недостаточной грузоподъемности. Поэтому Горьковским автозаводом уже в начале 1955 года было создано шасси ГАЗ-63Е с двускатной ошиновкой задних колес, шинами размерности 7,50-20 вместо 9,75-20 и автобусной подвеской (с амортизаторами на заднем мосту). Серийное производство автолавок ПАЗ-659 стартовало в марте 1955 года. Но подавляющее их большинство все же базировалось на шасси ГАЗ-51И. В пару к ПАЗ-659 был создан и прицеп-автолавка ПАЗ-742Б, выпускавшийся затем серийно во Львове. А полноприводное шасси ГАЗ-63Е позднее в очень небольших количествах стало применяться еще и для постройки обычных пассажирских автобусов и штабных автобусов ПАЗ-654 (отдельных индексов модификациям с шасси ГАЗ-63Е не присваивалось).

Штабной автобус ПАЗ-654 на шасси ГАЗ-63Е
Штабной автобус ПАЗ-654 на шасси ГАЗ-63Е

Кроме того, 1955-й год ознаменовался разработкой грузопассажирского автобуса ПАЗ-651Г (в его салоне были установлены откидные 7-местные лавки вдоль боковых бортов кузова), а также завершением разработки и постройкой первого опытного образца автобуса ПАЗ-651А – «коробочки», практически не отличавшейся внешне от ГЗА-651, но имевшей цельнометаллический кузов (деревянными в нем остались только каркасы дверей). Серийное производство таких автобусов началось в 1957 г. Отдельно стоит упомянуть о создании опытного образца санитарного автобуса ПАЗ-651В, адресованного армии.

Автобус ПАЗ-651А с цельнометаллическим кузовом
Автобус ПАЗ-651А с цельнометаллическим кузовом
Санитарный автобус ПАЗ-651В
Санитарный автобус ПАЗ-651В
Грузопассажирский автобус ПАЗ-651Г (характерная особенность – наружная ручка на правой пассажирской двери)
Грузопассажирский автобус ПАЗ-651Г (характерная особенность – наружная ручка на правой пассажирской двери)

Весной 1956-го Павловский автобусный перешел на поточный метод сборки машин, а в модельном ряду вместо фургона ПАЗ-661 появилась эпидемиологическая лаборатория ПАЗ-659Б (до 1958 года включительно их успели собрать 365 штук). В конце 1957 года сборочный цех покинула последняя «санитарка» ПАЗ-653. На смену ей должен был прийти санитарный автомобиль ПАЗ-656 на базе внедорожника ГАЗ-69, но в итоге разработку этого проекта передали на Ульяновский автозавод, где ПАЗ-656 превратился в медицинскую «буханку» УАЗ-450А. В том же 1957 году с ПАЗа на строящийся Курганский автобусный завод был отправлен полный комплект технической документации на автобусы серии «651А» (КАвЗ смог начать их выпуск с января 1958 года).

Серийная автолавка ПАЗ-659 в период с 1955 по 1961 г. разошлась тиражом 5,2 тысячи экземпляров, некоторые из которых базировались на полноприводном шасси ГАЗ-63Е
Серийная автолавка ПАЗ-659 в период с 1955 по 1961 г. разошлась тиражом 5,2 тысячи экземпляров, некоторые из которых базировались на полноприводном шасси ГАЗ-63Е

Этапным для Павловского автобусного стал год 1958-й, когда с конвейера сошли первые 218 машин ПАЗ-652 вагонной компоновки. Как раз в этот период времени в конструкторско-экспериментальном отделе завода была создана версия «коробочки» с цельнометаллическим кузовом, широко унифицированным по профилям каркаса, элементам крыши и боковин, остеклению и внутренней отделке с кузовом ПАЗ-652. Первый экземпляр такой машины, получившей индекс ПАЗ-671А, был готов в сентябре. По плану в 1960 году ПАЗ-671А должен был пойти в серию, но этого так и не произошло: дело ограничилось одним опытным образцом, который испытывался в том числе и в паре с 30-местным пассажирским прицепом ПАЗ-750, также унифицированным с ПАЗ-652. Модельный ряд серийных спецавтобусов в этом году также претерпел очередные изменения: остановилась сборка ПАЗ-657 и ПАЗ-659Б, зато была выпущена первая партия специальных автобусов под монтаж геофизического оборудования, представлявших собой комбинацию полноприводного шасси ГАЗ-63Е от автолавки и частично остекленного «голого» кузова ПАЗ-651А. Они поставлялись Мытищинскому приборостроительному заводу и заводу «Нефтеприбор».

Опытный автобус ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750
Опытный автобус ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750
Полноприводный спецавтобус под монтаж геофизического оборудования
Полноприводный спецавтобус под монтаж геофизического оборудования

В 1959-м в КЭО началась разработка новой версии «коробочки» под рабочим названием ПАЗ-671: она представляла собой сочетание пассажирского кузова ПАЗ-651А и опытного горьковского шасси ГАЗ-52. Первый экземпляр этого автобуса был сделан к июлю 1960-го, в августе была закончена автолавка ПАЗ-662 на его базе, а в ноябре – и грузопассажирская версия ПАЗ-671Г (аналог ПАЗ-651Г). Впоследствии все наработки по этому семейству автобусов «пазовцы» также передали на Курганский автобусный завод.

Автобус ПАЗ-671 на опытном шасси ГАЗ-52
Автобус ПАЗ-671 на опытном шасси ГАЗ-52

В том же 1960-м до конвейера добралась «коробочка» ПАЗ-651Ж, отличавшаяся от модели 651 двигателем, работавшим на сжиженном газе. Последней – мелкосерийной – модификацией «коробочки» ГЗА-651 стал передвижной птицеперерабатывающий комплекс, состоящий из трех спецавтобусов на шасси ГАЗ-63Е: в первом птиц убивали и пропаривали, во втором ощипывали, а в третьем разделывали. В общей сложности в 1960 году ПАЗом было построено 5 комплектов таких комплексов. Наступивший 1961-й год для павловских «коробочек» стал последним: 1 марта по конвейеру сборочного цеха №1, в котором ранее выпускались только «капотники», прошел первый кузов ПАЗ-652 (до этого сборка вагонных автобусов велась лишь на соседней площадке). Три последующих месяца цельнометаллические «вагонники» делили конвейер с капотными автобусами моделей 651, 651Ж и 659, но в июне месяце производство «коробочек» на ПАЗе было окончательно и бесповоротно завершено.

Другие части статьи смотрите по этим ссылкам:
ЧАСТЬ 1 (автобусы заводов: ГЗА, Аремкуз, ТАРЗ №3, КАГ, 101 ЦАРЗ, РЗАК
ЧАСТЬ 3 (автобусы Борисовского АРЗ, Щекинского ДОК, Автоагрегатного завода «Уралец», Луганского АРЗ, ЦАРМ Сочинского автотреста)
ЧАСТЬ 4 (автобусы завода КАВЗ)