Найти тему
машина

Опытные армейские УАЗы

В 1989 году Ульяновский автомобильный завод получил от Минобороны СССР заказ на создание автомобиля, приспособленного для переброски отделения из 10 человек с полной амуницией, включая водителя и командира. При этом речь шла не об автомобиле какой-то принципиально новой конструкции, а лишь о создании специальной модификации на базе одной из серийных моделей.

Макетный образец 10-местного автомобиля на базе УАЗ-3151
Макетный образец 10-местного автомобиля на базе УАЗ-3151

С конвейера завода в те годы сходили три серии автомобилей: условно легковые вездеходы УАЗ-3151, грузовые «головастики» УАЗ-3303 и «буханки» УАЗ-3741. Машины каждой серии можно было модифицировать под требования техзадания. А потому выбрать наиболее рациональный вариант решили по результатам испытаний сразу трех макетных образцов автомобилей – по одному на базе каждого из семейств. В ноябре того же года в Ульяновске построили соответствующие вариации из УАЗ-3151 и УАЗ-33031 (платформа, скамейки и тент у последнего позже подвергли модернизации на 38-м Опытном заводе Минобороны СССР).

Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)

А более сложный конструктивно вариант на базе «буханки» УАЗ-37411 был закончен в феврале 1990-го. Все эти три макетных автомобиля поначалу не имели никаких собственных обозначений.

Макетный образец на базе УАЗ-37411
Макетный образец на базе УАЗ-37411

Что представляли собой эти машины? Наименьшим внешним изменениям подвергся вариант на базе легкового внедорожника УАЗ-3151. Лишь при внимательном осмотре можно было заметить, что задний свес кузова у него подрос на 20 см. На такую же величину была наращена и рама, попутно оснащенная дополнительной поперечиной. Все это позволило кардинально изменить планировку задней части салона, разместив там три скамейки для восьмерых бойцов. Сами скамейки были расставлены в форме буквы «П»: вдоль боковин кузова крепились две 3-местные лавочки, а еще одна откидная 2-местная стояла напротив задних дверей, сразу за спинками сидений водителя и командира (садиться на нее бойцам предполагалось лицом к дверям).

Макетный образец на базе УАЗ-3151
Макетный образец на базе УАЗ-3151

Макетный образец на базе УАЗ-33031 получил новую металлическую платформу с тентом, установленную существенно ниже штатной деревянной платформы за счет введения колесных ниш. Погрузочная высота с таким кузовом составила всего 835 мм (против 1040 мм у обычного серийного «головастика»), однако откидным у новой платформы был сделан лишь задний борт.

Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)
Макетный образец на базе УАЗ-33031 (УАЗ-33033)

Для размещения восьмерых бойцов служили два полумягких сиденья, установленных вдоль осевой линии платформы спинкой к спинке. Для укладки амуниции предусматривалось свободное пространство под сиденьями, а для закрепления личного оружия служили кронштейны на стойках дуг тента. Для освещения и вентиляции кузова в боковины тента были врезаны по три открывающихся окошка; еще одна пара глухих окон предусматривалась сзади. А для связи командира с экипажем были сделаны открывающиеся окна в задней стенке кабины и передней стенке тента, соединенные друг с другом специальным тамбуром.

При необходимости на машине можно было поднять задний и боковые клапаны тента
При необходимости на машине можно было поднять задний и боковые клапаны тента

Для обогрева платформы при перевозке личного состава в зимнее время года на машину установили автономную «печку» О-30 с возможностью управления как из кабины, так и из кузова. В летний же период времени либо в ходе выполнения боевой задачи автомобиль мог двигаться с поднятыми боковыми и задним клапанами тента. Кроме того, вариант на базе УАЗ-33031 получил дополнительный 56-литровый бензобак и оригинальный силовой передний бампер с кенгурятником.

Кузов после демонтажа тента и дуг
Кузов после демонтажа тента и дуг

Третий макетный образец представлял собой доработанный фургон УАЗ-37411 (единичка на пятой позиции индекса указывает на армейское исполнение с экранированным электрооборудованием). У его кузова позади кабины была срезана крыша вместе с частью боковин, а оставшиеся дверные проемы заварены. Получившаяся в результате грузовая платформа с глухими бортами была снабжена стойками и тентом, а также парой 4-местных лавок по типу тех, что стояли в кузове образца на шасси «головастика».

На третьем образце также имелась система отопления платформы, в качестве которой была использована штатная «печка» серийных «санитарок» УАЗ-3962, подключенная к системе охлаждения двигателя. От «санитарки» же макетному образцу досталась и перегородка кабины с большим раздвижным окном. Завершал картину силовой передний бампер новой конструкции.

Для облегчения посадки были сохранены штатные откидные подножки, а задний борт имел вырез в средней части
Для облегчения посадки были сохранены штатные откидные подножки, а задний борт имел вырез в средней части

Сравнительные испытания в феврале-марте 1990 года позволили выявить фаворита, коим оказался образец на базе УАЗ-33031. Он был не идеален, однако предоставлял наилучшие условия для перевозки военнослужащих.

Все три образца на сравнительных испытаниях
Все три образца на сравнительных испытаниях

Нареканий на два других автомобиля было больше. У образца на основе УАЗ-3151 оказался перегружен задний мост, что негативно сказалось и на управляемости, и на курсовой устойчивости. Другой его проблемой оказалась теснота салона: недостаточная длина боковых 3-местных скамеек, нехватка свободного пространства для размещения вещевых мешков, отсутствие мест крепления автоматов и абсолютно неудобное размещение военнослужащих на откидной скамье. К тому же среднее время посадки личного состава в этот автомобиль оказалось в 1,5-2 раза дольше, чем в два других образца.

Лавки в задней части салона образца на базе УАЗ-3151
Лавки в задней части салона образца на базе УАЗ-3151

У макетного образца на базе УАЗ-37411 неудовлетворительным оказалось удобство посадки через боковые борта. Кроме того, при посадке и высадке через задний борт члены экипажа постоянно цепляли головой и вещмешками за заднюю дугу тента из-за недостаточного расстояния между ней и кромкой борта. Размещение бойцов в кузове также сложно было назвать комфортным из-за низкого тента и крупных колесных ниш цилиндрической формы под ногами четырех из восьми пассажиров.

Размещение личного состава в образце на базе УАЗ-37411
Размещение личного состава в образце на базе УАЗ-37411

Относительно образца на базе УАЗ-33031 комиссией были отмечены такие положительные моменты, как наибольший простор в кузове, наличие штатных мест крепления личного оружия, наилучшие условия посадки и высадки экипажа. Залезать в кузов удобнее всего было через закрытый задний борт, поскольку в этом случае сохранялась возможность пользования специальной подножкой под платформой. При посадке же в кузов с открытым бортом военнослужащим приходилось задирать ногу сразу на пол платформы, находящийся в 835 мм над землей. Критику же вызвали трудности при посадке через боковые борта из-за отсутствия дополнительных подножек, чрезмерно выступающие колесные арки, «съевшие» свободное место для ног у двух членов экипажа, а также раннее укачивание личного состава при движении по грунтовым дорогам.

По совокупности результатов в военном ведомстве было принято решение о дальнейшей доводке образца на базе УАЗ-33031, которому постфактум выдали собственный индекс УАЗ-33033. В апреле 1990 года в Ульяновске были построены два модернизированных образца 10-местных «головастиков» под обозначением УАЗ-33034.

УАЗ-33034
УАЗ-33034

От первой макетной машины они отличались доработанной платформой и ведущими мостами с колесными редукторами, что позволило улучшить геометрическую проходимость. Доработка кузовов свелась к увеличению высоты бортов с 300 до 400 мм, появлению вырезов под колесные арки в панелях боковин и применению цельного тента без боковых клапанов.

УАЗ-33034
УАЗ-33034

Подвергся пересмотру процесс посадки личного состава: теперь он стал осуществляться через открытый борт, получивший откидную подножку на внутренней стороне – в этом случае исключался контакт бойцов с верхней поперечиной тента. Сохранялась и возможность попадания в кузов через закрытый борт: функцию подножки в этом случае выполнял появившийся сзади трубчатый силовой бампер. А вот отопительных установок платформы на апрельских образцах УАЗ-33034 не было вовсе: прежний вариант отопления оказался неэффективным, а на проработку нового решения, судя по всему, требовалось больше времени.

Варианты посадки в кузов УАЗ-33034
Варианты посадки в кузов УАЗ-33034

Но и в таком виде УАЗ-33034 не получил путевку в жизнь. При полигонных испытаниях выявилось несоответствие кинематики рулевого управления и подвески: при экстренном торможении передние колеса самопроизвольно поворачивались, вызывая увод в сторону и занос. Один из образцов по этой причине даже перевернулся. Попытка возврата к использованию «гражданских» мостов ситуацию исправила несильно: результаты тормозных испытаний также оказались плохими из-за регулярного отрыва задних колес от дорожного полотна, последующей потери управляемости и выхода за пределы 3,5-метрового зачетного коридора. Вследствие этого по соображениям безопасности УАЗ-33034 не получил рекомендации к постановке на производство и принятию на вооружение в качестве автомобиля для перевозки личного состава.

Последний вариант УАЗ-33034 – с мостами без колесных редукторов, дополнительными подножками по краям от задних колесных арок и доработанной системой отопления с автономной «печкой» О-30
Последний вариант УАЗ-33034 – с мостами без колесных редукторов, дополнительными подножками по краям от задних колесных арок и доработанной системой отопления с автономной «печкой» О-30

И все же многоцелевой армейский автомобиль такого назначения появился в линейке Ульяновского автозавода, хотя и случилось это спустя целое десятилетие – им стал 9-местный вездеход УАЗ-2966 капотной компоновки. Модели же «33034», оказавшейся ненужной армии, попробовали было найти гражданское применение в сугубо грузовом варианте. Цельнометаллическую платформу «тридцать четверки» в упрощенном исполнении (без отопителя, скамеек, кронштейнов для оружия и подножек, с уменьшенным количеством окон в тенте) установили на стандартное шасси «головастика» в гражданском исполнении – так появилась новая модификация УАЗ-33035.

УАЗ-33035
УАЗ-33035

Однако и с нею дело ограничилось лишь сборкой 8 товарных экземпляров в период 1993-1994 годов. Конвейер же продолжил выдавать в массовом порядке стандартные грузовички УАЗ-3303 с деревянными кузовами.