Найти тему
Iron and Carbon

М-72, на нем мы доехали до Берлина

Обычно негатив в сторону М-72 начинается со слов

его скопировали с BMW R71, ничего нового не придумали, жрать он стал больше, весить больше...

Да скопировали и тому была веская причина. У СССР не было опыта комплектации боевых моторизированных частей и не было массового производства мототехники вообще – в 1939 году мы производили порядка 4942 единиц на всю страну, Германия производила порядка 198 тыс. мотоциклов. Тиз 600, Ижы и Пмз не отвечали боевым задачам и по сути были устаревшим хламом, Германия в плане мототехники ушла далеко вперед. Вермахт активно применял моточасти в наступательных, медицинских, частях поддержки и операциях по переброске войск. R71 на то время был одним из лучших вариантов по тяговым, технических и экономическим характеристикам и мог быть использован для нашей армии, как прототип.

R71
R71

Предыстория была проста в мае 1940 году Сталин поставил задачу создания моторизированных частей. Когда ему заявили, что на разработку может уйти 2 года, был получен ответ, что у

У нас нет времени на разработку мотоцикла, скопируйте лучший немецкий вариант и используйте их опыт, надеюсь вам это по силам И.Ст

Именно по этому R71 и был скопирован как эталон и первоначально в документации обозначался К-71. С марта 1941 постановлением СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189 СС модель была запущена в производство. Точность изготовления деталей упала, таких задач и не ставилось, была сделана ставка на простоту и массовость.

Первые М-72 в конце 1941 года, перед отправкой на фронт
Первые М-72 в конце 1941 года, перед отправкой на фронт

Ряд полевых испытаний показали, что правильно настроенные карбюраторы позволяли заводить мотоцикл в мороз и при -18, -25, -29. Заводился будущий “Урал” с первого раза, так что копия была очень даже удачной и всем требованиям отвечала. Позднее М-72 вплоть до 1955 года считался исключительно военным мотоциклом и населению не продавался, если человека ловили на мотоцикле его просто отбирали без объяснений. Глупости тогда хватало.

Комплектация минометом
Комплектация минометом

Русские части на базе 72 комплектовались противотанковыми расчетами, пулеметными и минометными, около 1/5 части было решено использовать как группы поддержки

-5

варианты медицинских частей были отвергнуты, хотя и использовались негласно.

Комплект противотанкового ружья Дегтярева - ПТРД, была комплектация и ружьем Симонова
Комплект противотанкового ружья Дегтярева - ПТРД, была комплектация и ружьем Симонова

За всё время войны был сформирован 41 мотополк, 6 из них стали гвардейскими.

4-й отдельный гвардейский мотоциклетный Фокшанско-Мукденский ордена Александра Невского полк
4-й отдельный гвардейский мотоциклетный Фокшанско-Мукденский ордена Александра Невского полк

К сожалению даже такой шаг ситуацию не спас, было слишком поздно. Время было упущено немцы стремительно рвали фронт, предприятия эвакуировались, люди уходили на войну, были перебои с электричеством на заводах, комплектующий части изготавливались на разных заводах и логистически были очень плохо организованы, специалистов не хватало, женщины и дети не компенсировали производственные мощности, по итогу за все время войны мы поставили на фронт около 17 тысяч единиц М-72.

Сборка М-72 после ремонта на БТ Ремзаводе № 20
Сборка М-72 после ремонта на БТ Ремзаводе № 20

Мотоциклетные части на базе М-72 выполняли самые разнообразные задачи это была разведка, штурмовые группы имели на люльке крепление вертлюги сошек ДП-27, мог устанавливаться ППШ, огнеметы, противотанковые ружья, минометы.

Например моторизированные части сыграли важные роли при битвах за Сталинград, 8 отдельный мотоциклетный полк получил звание гвардейского, а его командир Петр Беликов был удостоен Золотой Звезды, потеряв всего 3 мотоцикла и 26 человек личного состава.

Реставрация в Память о 8 мотоциклетном полке
Реставрация в Память о 8 мотоциклетном полке