Найти тему
машина

Первые самосвалы на базе УАЗ-3303

В советские годы номенклатура продукции Саранского завода автосамосвалов (САЗ) полностью соответствовала типажу, утвержденному Госпланом и Советом Министров. И в эту номенклатуру входили только автосамосвалы на шасси грузовых автомобилей ГАЗ. Нарушить многолетний порядок стало возможным только после заката системы плановой экономики. Тогда, с приходом свободного рынка, на САЗе очень быстро обратили внимание на автомобили УАЗ, которые за долгую жизнь так и не обзавелись серийной самосвальной модификацией.

Текст: Николай Марков, Сергей Леонтьев
Фото:из архивов авторов

В апреле 1993 года на Ульяновском автозаводе прошло совещание с участием конструкторов САЗа, итогом которого стало решение о развертывании работ по автосамосвалу на базе «головастика» (шасси УАЗ-3303-0001011). Оба предприятия в то время активно занимались поисками новых видов продукции и незанятых рыночных ниш, а потому подобное сотрудничество влекло обоюдную выгоду. Основными покупателями легких самосвалов 4х4 виделись фермеры и малые сельхозпредприятия.

Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.
Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.

В июне 1993 года технические службы обоих заводов смогли согласовать перечень конструктивных требований к самосвальному «головастику», в рабочем порядке названному как УАЗ-САЗ-3515. Большинство элементов самосвального оборудования и даже коробку отбора мощности для этой машины пришлось проектировать с нуля: унифицировать с серийными изделиями получилось только кран управления и гидроцилиндр подъема платформы. Доделать первый образец удалось к декабрю. Автомобиль получился весьма оригинальным, хотя и не полностью соответствовал ранее согласованным требованиям – в частности, у него не было съемных надставных бортов и тента, а задний борт не фиксировался в открытом положении. Необычно смотрелась сварная цельнометаллическая платформа с гладкими наружными панелями бортов: вся усилительная обвязка скрывалась с внутренней стороны. Разгрузка осуществлялась на заднюю сторону, а потому боковые борта крепились стационарно.

Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.
Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.

К переднему борту крепилась откидная лавка для перевозки пассажиров. Для обеспечения безопасности при перевозке людей платформа в транспортном положении фиксировалась на надрамнике специальными крюками, а те были соединены тягами с валом запора заднего борта. Таким образом, при повороте этого вала одновременно открывались или закрывались и задний борт, и фиксаторы платформы. Подъем платформы происходил при включенной задней ступени в коробке передач и нейтральном положении рычага «раздатки», а опускание производилось с улицы – специальным рычагом. Предусмотрели и «защиту от дурака»: в гидросхему подъемника ввели клапан блокировки, препятствующий подаче масла в гидроцилиндр при закрытых запорах платформы.

Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.
Первый макетный образец самосвала УАЗ-САЗ-3515, декабрь 1993 г.

К тому времени сотрудниками отдела сбыта ОАО «САЗ» был проведен анализ спроса на малотоннажные самосвалы. И прогноз, надо сказать, был дан смелый: потребность страны в технике такого рода, памятуя о советских объемах сбыта, на заводе оценили в 12–15 тысяч штук в год. По этой причине дальнейшим работам по теме легкого самосвала для села был дан зеленый свет. По результатам изучения первого макетного образца самосвального «уазика» специалистами обоих предприятий, было принято решение внести в конструкцию несколько изменений: спроектировать высокий передний борт с дугой безопасности, установить тент, уменьшить погрузочную высоту, перенести усилительную обвязку на наружную сторону бортов (чтобы избежать налипания груза на усилители). Требовалось также поработать над компоновкой всей машины в целом, добившись смещения платформы вперед для оптимизации осевых нагрузок, и снизить вес самосвального оборудования, чтобы сохранить грузоподъемность машины на уровне 800 кг.

Самосвальное оборудование самосвала УАЗ-САЗ-3515: 1 – клапан блокировки подъема платформы; 2 – маслобак; 3 – коробка отбора мощности с гидравлическим насосом; 4 – гидроцилиндр; 5 – кран управления; 6 – рычаг опускания грузовой платформы
Самосвальное оборудование самосвала УАЗ-САЗ-3515: 1 – клапан блокировки подъема платформы; 2 – маслобак; 3 – коробка отбора мощности с гидравлическим насосом; 4 – гидроцилиндр; 5 – кран управления; 6 – рычаг опускания грузовой платформы

Все это было отражено в техническом задании ПТЗ 37.154.003-94, на основании которого весной 1994 года в Саранске был построен второй опытный образец самосвала. За ним институтом НАМИ уже был закреплен новый официальный индекс «2923-0000010». Разница в платформах первого и второго образцов была видна невооруженным глазом. У нового самосвала боковые борта были на 100 мм ниже, чем передний и задний. При этом задний борт, будучи откинутым на верхних петлях на 270 градусов, укладывался поверх боковых бортов и в таком виде мог использоваться как торговый прилавок. Для увеличения объема платформы служили деревянные надставки боковых бортов, а для защиты груза от непогоды – высокий тент с дугами. Для доступа в кузов предусматривалась выдвижная лестница под задней частью платформы.

Для удобства доступа в кузов УАЗ-САЗ-2923 имел выдвижную лестницу
Для удобства доступа в кузов УАЗ-САЗ-2923 имел выдвижную лестницу

Сохранилась и откидная скамейка на четырех человек, закрепленная на переднем борту. Именно в таком виде автомобиль был сертифицирован в декабре 1994 года и после проведения полноценной подготовки производства запущен в серию. А двумя месяцами ранее на него работниками УАЗа и САЗа был получен Патент на промышленный образец №42730 «Автомобиль грузовой».

Массовым продуктом самосвальные «уазики» из Саранска так и не стали: до 2000 года собрали всего 76 единиц, причем 67 из них были сделаны в одном только 1995 году. По всей видимости, сказались трудности с продвижением новинки на рынке. Мало разработать и освоить производство востребованной машины – ее еще нужно и продать, для чего соответствующим образом прорекламировать. Но о самом факте существования подобного мини-самосвала целевая аудитория даже не узнала. А в отсутствие ожидаемых объемов сбыта все дальнейшие работы над самосвалами на шасси УАЗ (в том числе длиннобазном УАЗ-33036 повышенной грузоподъемности) были заморожены.

УАЗ-САЗ-2923 с каркасом тента
УАЗ-САЗ-2923 с каркасом тента

Что же до нескольких десятков изготовленных самосвалов, то волею судьбы они оказались разбросанными по всей территории страны: помимо соседних с Саранском и Ульяновском районов, отдельные экземпляры таких машин оказались в Ростовской, Волгоградской и Тюменской областях, на Алтае и даже в Хабаровском крае!

УАЗ-САЗ-2923 с тентом
УАЗ-САЗ-2923 с тентом

К слову, в 1994 году собственный вариант самосвала на шасси «уазика» создавали и на заводе «Метровагонмаш» (бывший ММЗ). При одинаковой грузоподъемности мытищинский «головастик» модели 1501 также получил металлический кузов с задней разгрузкой, который мог оснащаться надставными бортами и тентом. Однако боковые борта у этой машины сделали откидными. Вместимость модели 1501 составляла 1,9 (по основным бортам), 4 (с надставками) или 7,4 (с тентом) кубометра. Тираж мытищинских самосвальных «уазиков» оказался еще более скромным, а почти все машины осели в самой Москве и прилегающих областях.

Самосвал модели 1501 производства завода «Метровагонмаш»
Самосвал модели 1501 производства завода «Метровагонмаш»
Самосвалы
0