Найти тему
Классический Либерал

Пара слов о популяризации идей свободного рынка

Столь логичные и хорошо аргументированные экономические позиции классического либерализма, однако, на практике оказываются достаточно сложными в их популяризации среди простого населения. В особенности эта проблема заметно проявилась на территории бывшего СССР. Шестьдесят восемь лет «диктатуры пролетариата» не прошли бесследно — постоянная и последовательная пропаганда прочно укрепилась в умах простых людей, создав крайне отрицательные коннотации у таких слов, как «свободный рынок», «экономический либерализм», «государственное невмешательство». Подобной уверенности способствовали и провалы наших «реформатов» вкупе с нынешним плачевным состоянием экономики — ведь большинство граждан все еще продолжает верить, что проблемы проистекают из того, что всевидящее око государственного контроля не может как следует прищучить фирмы и гнусных капиталистов.

Естественно, мы — защитники свободного рынка, понимаем, что они неправы. Однако проблема заключается в ином — многие попросту не могут достаточно убедительно и последовательно изложить свои аргументы прямо во время спора. Других и вовсе не захотят слушать — ведь борьба с человеческими предрассудками с легкостью превращается в бой с ветряными мельницами. Так, со временем люди решают попросту махнуть рукой и перестать пытаться кого-либо переубедить, обсуждая свои идеи лишь с теми, кто их разделяет — выбирая более благодарную и комфортную среду.

Однако это в корне неверно, если своей целью ты ставишь воплощение собственных идеалов в жизнь. Во-первых, потому что любая экономическая либерализация требует согласия с ней и понимания ее сущности простым населением. Во-вторых, потому что только через расширение народной поддержки можно как-либо приблизить приход к власти разделяющих наши идеи политиков.

Но что же делать? Как можно способствовать популяризации классического либерализма. Ответ на этот вопрос был дан в 80-х и 90-х годах прошлого века одним из самых популярных либертарианцев в истории — Милтоном Фридманом.

Помимо публикации широко тиражируемых книг (к примеру, его популярной работы «Капитализм и свобода») и возвращения «невидимой руки рынка» в академический дискурс, он создал собственный телевизионный проект. Первый «сезон» 10-ти серийной телепередачи «Свобода выбора» стал столь популярным и знаменательным, что спустя десять лет вышла обновленная версия программы — только в этот раз ее гостями стали не простые люди, а знаменитости. К примеру, в съемках второго сезона приняли участие Арнольд Шварцнегер, Рональд Рейган, Стив Аллен, Джордж Шульц, а также сын самого Милтона — Дэвид Фридман.

Возможно, во многом именно данная популярная телепередача и повлияла на общий рост экономической свободы мировой экономики в 80-х и 90-х годах, вдохновив успешных рыночных реформаторов. Да и в целом «Free to choose» представляет собой крайне занимательный и интересный контент.

Какой из этого всего можно сделать политический вывод? Во-первых, самой оптимальной стратегией на данный момент является популяризация наших идей через создание качественного контента, ознакамливающего людей с основными концепциями, идеями и аргументами классического либерализма. Во-вторых, для более широкого распространения данного контента желательно привлекать к его продвижению или даже созданию публичных и популярных личностей, разделяющих наши идеалы.

Ссылки на передачу:

Первый сезон — https://www.freetochoosenetwork.org/programs/free_to_..

Второй сезон — https://www.freetochoosenetwork.org/programs/free_to_..

Автор - Всеволод Лобецкий

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц