Музеи у автомобильных заводов бывают разные, причем очень. Нередко встречаются даже такие, в которых собственно автомобилей-то как раз и нет от слова совсем: на стенах развешаны фотографии разных лет – про строительство завода, с передовиками производства и т.д. На стеллажах могут даже стоять масштабные «модельки». Но все это, конечно, ни разу не полноценная замена настоящим автомобилям. Музей истории и трудовой славы ГАЗа, по счастью, к числу таковых не относится: основные экспонаты в нем – не вымпелы, дипломы и медали победителей соцсоревнований, а автомобили, выпускавшиеся когда-либо заводом. Все они хорошо отреставрированы и поддерживаются на ходу. Сопутствующая экспозиция – двигатели и агрегаты автомобилей ГАЗ, макеты и архивные фотографии автомобильной техники на стендах. Одним словом, «потеряться» в этом музее на пару-тройку часов можно было запросто! Но почему «было»? Дело в том, что в марте 2020-го музей закрылся на реконструкцию. А когда откроется вновь, экспозиция его станет другой. Не менее интересной, но другой. Так что сегодня – уже по сути исторический пост об экспозиции, которую посетители газовского музея могли видеть в предыдущую четверть века. Приятного просмотра!
ГАЗ-ААА
Как создавались в СССР вездеходы в начале 1930-х годов? Очень просто: вместо стандартного заднего моста на автомобиль ставилась тележка с двумя ведущими осями и балансирной подвеской, а рама и другие узлы подвергались усилению, где это было необходимо. Проходимость улучшалась незначительно, но попутно хотя бы возрастала грузоподъемность. ГАЗ-ААА – живой пример именно такой схемы.
ГАЗ-51А
Этот экземпляр ГАЗ-51А нетрадиционного желто-оранжевого колера – последний из 3481033 построенных «пятьдесят первых»: заводской конвейер он покинул 2 апреля 1975 года. В повседневность, конечно, эти грузовики уходили в более прозаичных цветах: темно-зеленый, песочный, голубой...
ГАЗ-63А
Чем примечателен ГАЗ-63? Например, тем, что стал первым полноприводным грузовиком в СССР, на котором ради повышения проходимости применили односкатную ошиновку. Выпускался он немного меньше, чем ГАЗ-51А – лишь до 1968 года, уступив место на конвейере значительно более совершенной модели ГАЗ-66. У автомобиля ГАЗ-63 было множество модификаций, и в музее как раз была представлена именно одна из них – вариант ГАЗ-63А с лебедкой самовытаскивания.
ГАЗ-3302
На вид – это обычная «уставшая» ГАЗель первого поколения. Но это только на первый взгляд. Обратите внимание на детали: необычные колесные диски, деревянную грузовую платформу… На самом деле, это один из первых десяти опытных образцов ГАЗ-3302, еще даже не носивших имени «ГАЗель». С января 1992-го по май 1995 года он прошел около 270 тыс. км в ходе заводских испытаний. Кстати, видите металлоконструкцию в грузовой платформе около переднего борта? Это гидролифт, с помощью которого фрагмент пола можно было опустить на землю для погрузки тяжеловесного груза. Интересное решение, но так и не прижившееся.
ГАЗ-33023
Другая «ГАЗель» в музее – уже серийная и по своей комплектации совершенно обычная: «двухкабинка» ГАЗ-33023, собранная в декабре 1995 года. Но место в экспозиции она заслужила благодаря тому, что ей выпала честь стать 15-миллионным автомобилем марки ГАЗ.
Дизель ГАЗ-560
На рубеже 1990-х и 2000-х годов на ГАЗе пробовали развернуть производство моноблочных дизелей ГАЗ-560 по лицензии австрийской фирмы Steyr. Эти моторы в разных модификациях пробовали ставить на весь модельный ряд техники ГАЗ, от легковых машин до малотоннажных и среднетоннажных грузовиков. Динамические и экономические показатели у автомобилей с этими дизелями получались хорошие. Но в силу высокой цены и плохой ремонтопригодности массовыми они не стали, и выпуск моторов ГАЗ-560 тихо сошел на нет.
ГАЗ-3403
Темой гусеничных тягачей в Горьком начали заниматься еще до Великой Отечественной, освоив в 1937 году производство легкого артиллерийского тягача «Комсомолец». Ну, а представленная в музее «гусянка» ГАЗ-3403 относится уже к четвертому поколению послевоенных гусеничных транспортеров, выпускавшихся заволжским филиалом ГАЗа.
ГАЗ-66-11
«Шишигу» в таком идеальном состоянии на улице нынче уже не встретишь. Представленный в музее экземпляр – модификация ГАЗ-66-11 поздних выпусков, уже с модернизированной универсальной платформой с ровным полом (без надколесных ниш внутри), которую когда-то разработали для перспективного грузовика ГАЗ-3301.
ГАЗ-12 и М-20В
Единство послевоенного стиля во всей красе: ГАЗ-12 позднего выпуска (собранный после того, как автозавод перестал быть «имени Молотова», а потому уже без надписей «ЗИМ») и М-20В «Победа» (которая, напротив, никогда не носила марку «ГАЗ», обозначаясь всегда только буквой «М»).
ГАЗ-21УС
ГАЗ-21УС строгого серого цвета – последняя конвейерная «Волга» первого поколения, выпущенная ровно полвека назад, в 1970 году: в то же самое время, когда в Тольятти начинали сборку первых партий новых автомобилей ВАЗ-2101.
ГАЗ-31029
Пристанище в музее нашла и последняя сошедшая с конвейера «Волга» модели ГАЗ-31029. Интересно, станет ли хоть когда-нибудь эта версия такой же культовой, какими стали все ее предшественницы?
ГАЗ-3110 и ГАЗ-3111
Есть в газовском музее и вот такие «Волги», моделей 3110 и 3111. Последнюю еще не поздно прикупить в частную коллекцию – по Avito относительно целые экземпляры еще можно найти в пределах полумиллиона рублей. Кстати, в левом углу кадра торчит «нос» седана Volga Siber. Все правильно, это ведь тоже теперь уже история…
ГАЗ-3105
Полноприводных «волжанок» модели ГАЗ-3105, спроектированных в конце 1980-х годов, в музее сразу две штуки. Экземпляр черного цвета относится к машинам первой опытной серии и отличается необычным двухуровневым остеклением дверей. А светлая машина, которая видна на заднем плане, уже из числа мелкосерийных товарных образцов.
ГАЗ-14-05
Парадный кабриолет, окрашенный в «шинельный» серый цвет – самая редкая модификация «Чайки» второго поколения .
ГАЗ-18
Двухместный ГАЗ-18 - пример того, что даже «инвалидка» может быть совершенно полноценным и удобным автомобилем, когда за проектирование берутся профессионалы: закрытый герметичный кузов, нормальная эргономика, 620-кубовый двигатель, унифицированный по многим деталям с «Москвичами» и автоматическая коробка передач! Увы, оборудованию Серпуховского мотозавода такая машина была не по зубам, а самому ГАЗу ее выпускать было просто негде.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ОБЗОРА МУЗЕЯ - ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!