Найти тему
HM

Армяне и китайцы. Конец

В начале XIX века армянские общины Китая пополнились армянами из Индии. Род занятий, как и география общин, не изменились. Армяне по-прежнему занимались преимущественно торговлей, но со временем акцентируя внимание на экспорте и уходя из глубинных районов Китая. В этот период армянские купцы не объединялись в торговые общества, а действовали самостоятельно. В 40-х гг. XIX века основными центрами армянских купцов были кантон и Гонконг и успешно сотрудничали с купцами Сингапура, Филиппинских островов, островов Суматры и Явы. Так в Гонконге до сих пор сохранились надгробные камни ряда армянских купцов на армянском и английском языках.

Евангелие от Иоанна. Перевод Ованеса Газаряна и его ученика Джошуа Маршмана
Евангелие от Иоанна. Перевод Ованеса Газаряна и его ученика Джошуа Маршмана

В 60-х гг. – конце XIX века экономическое состояние армянских купцов Китая растет еще больше: создается торговое общество купцов из Индии и Новой Джуги (Персия), строятся судоверфи, заводы, создаются пароходные общества, а также открывается банк в Кантоне. Состояния купцов Сахака и Абгара оценивается в баснословные 100 миллионов английских фунтов-стерлингов. Среди множества купцов выделяется Ованес Казарян. Он был известен своей просветительской деятельностью: преподавал китайский язык, переводил с китайского на европейские языки и наоборот. По признанию китайских ученных перевод Библии на китайский язык, осуществленный Казаряном, является первым и наиболее лучшим. Также армяне занимали и разные должности. Самое интересное в этом плане, что армяне выступали порой переводчиками для самих китайцев, говорящих на довольно-таки сильно отличающихся диалектах. Отдельно следует упомянуть и влиятельного предпринимателя и филантропа сэра Хачика Пола Чатера (Хачик Погос Аствачатур), имя которого сегодня носят ряд улиц, парков, зданий Гонконга.

Сэр Хачик Пол Чатер (1846 - 1926)
Сэр Хачик Пол Чатер (1846 - 1926)

По ряду причин в конце XIX века многие армянские купцы стали покидать Китай и, в начале XX века, оставшиеся купеческие дома оказались под сильнейшим английским влиянием.

Новый приток армянских переселенцев в Китай происходит после строительства Дальневосточной (Уссурийской) железной дороги, когда через Владивосток в Манчжурию направляются среднеазиатские армяне. В саму Среднюю Азию многие в свое время перебрались вслед за продвижением Русской армии. Поэтому большинство новых армян были не купцами, а ремесленниками, врачами, инженерами, землемерами и т.д. И если армяне юга Китая были в основном выходцами из Новой Джуги, то армяне Северного Китая - из Сюника и Арцаха.

Карта железных дорог Дальнего Востока
Карта железных дорог Дальнего Востока

Новые армяне размещались в основном в Мукдене, Чанчуне, Циндае и ряде других городах. Но наиболее крупная община была в Харбине, где врач Степан Мухдесян даже стал руководителем здравоохранения города. Кроме всего прочего в Харбине была построена армянская церковь. Вторая по величине община находилась в Шанхае, где армянам принадлежали банк, городской стадион, а в 1931 году был основан "Союз армянской молодежи". Также имелся "Армянский дом".

Армяне Манчжурии, как и армяне юга Китая, были зажиточными и тоже помогали своим соотечественникам в Османской империи.

В годы японской агрессии армянская община сильно пострадала. Армяне считались врагами Японской империи, и большая часть погибла в концлагерях. В середине ХХ века большинство армян Китая перебралось в Австралию и Филиппины.

На сегодня как таковой армянской общины в Китае нет.

Около 4% "армянского гена" найдено в генофонде китайцев. Исследования показали, что смешивание происходило примерно в 1200 году.
Одной из самых малочисленных этнических групп Китая являются джунгохаи (от китайского " Zhōngguó" – Китай, и армянского "hay" – армянин). Так называют себя потомки армянских купцов XVII-XVIII вв.

Начало тут