Какого хрена и почему нас со всех сторон потчуют сказками? Где жизненный реализм, сограждане? Где сермяжная правда-матка? Вот сами посудите. Вначале в большинстве мелодрам и прочих ориентированных на пробив слезЫ фильмах нас «кормят» «первой серией», где молодые люди героически преодолевают преграды/ препоны / трудности / конкуренцию /коварства и тэпэ, после чего следует типовой хэппи-энд.
Ну, главный герой достаёт колечко из заветной коробочки, Золушка, разумеется, согласна его принять, и тили-тили, трали-вали – СВАДЬБА! Ура, Любовь победила, счастье есть, ибо его не может не быть, а зритель в очередной раз убедился, что главное – это быть добрым внутри. И оно, это счастье, тебя найдет обязательно (и под конец фильма). У счастливчиков вся жизнь впереди, ура!
Парадоксально, но мы охотно, порою даже радостно прожёвываем эту одну и ту же модификацию типовой истории про торжество и необходимость парности, а иногда даже ту самую слёзку и роняем, расчувствовавшись ненароком. Браво, кинематографическая братия всех мастей! Знаете вы слабости человеческие.
Следующая серия (кинематографическая) начинается почему-то уже намного позже. Когда героям (паре) уже за сорок с гаком лет, и у них почему-то не очень всё ладится. Обычно роль плохого персонажа (козла) в семье отдаётся мужу, хотя часто бывает и наоборот – баба оказывается сучкой /стервой / прорвой и тэдэ.
Естественно, хороший герой (в этой паре) страдает. А раз он - герой, то и страдает героически: тихо, по-мудрому, внутри себя, не напоказ. И тут, бляха-цеце, мелькает в его уже в общем-то конченной жизни лучик Счастья. Нового такого, потенциального, но Счастья. Находится, как выясняется, в этой Вселенной ещё один человечек, который идеально ему, нашему страдающему герою, сопараллелен и душевно близок. Но у героя уже имеются такие якоря на ногах и крыльях, что сама мысль о выходе из социальной ячейки общества, именуемой в простонародии семьёй, кажется преступной и наказуемой. Герой страдает.
Но бежит от неё, от этой мысли. И недалеко. Ведь авторы фильма тут же подсовывают сцены, где антигерой (вторая половинка героя по паспорту) козлит ещё больше, изменяет и вообще – являет свою чуть ли не дьявольскую сущность, на фоне которой наш герой - ангел. Но и терпение ангела, в конце концов, лопается, он делает робкий шаг навстречу новому своему чему-то, и… о Чудо – это новое чего-то (то есть счастье) снова есть, ибо его (как и прежде, как было в «первой серии») не может не быть. Немного борьбы, склочных сцен в фильме, выяснений отношений, вскрытия правды (об антигерое), и еще раз звучит марш 1842 года выпуска, то есть имени буржуазного товарища Мендельсона. Красота! Любовь снова побеждает. И снова браво!
А где, ёлы-палы, середина между этими сериями? Где сложный разбор полётов с пониманием причин, почему один из молодожёнов в итоге стал таким …нехорошим человеком (редиской)? С чего начинается растрескивание семейного единства? Как за 15-20 (плюс-минус) лет в этой самой соцячейке получилось такое расхождение во взглядах? Что это: самонадеянность молодости вкупе с отсутствием набитых опытом шишек или же поверхностность общего подхода, когда различия душевного плана в расчёт изначально не берутся, а торжествует русское классическое авось? Авось прорвёмся, авось стерпится-слюбится? Авось нормальным окажется, так?
Но самое меня удивляющее – это то, что совсем-совсем непонятно, как на глазах героя происходила трансформация его половинки в антигероя, а он терпеливо и пассивно за всем эНтим наблюдал и не препятствовал долгие годы совместной жизни. Молчаливое страдание – это такое исконно русское качество? Да? Больно смотреть, но что делать? В страданиях же, как известно, душа совершенствуется.
Сдаётся мне, что всей этой банде киношников заморачиваться в сложных вопросах психологии совсем не интересно. Ведь не выгодно. Не нужны им князи Нехлюдовы, которые целый роман самодопросом занимаются на тему «как из-за меня изменилась жизнь другого человека?» А нужны им страсти, банальные пошлости и мелькание (в допустимом количестве и без ущерба для возрастного ценза фильма) первичные и вторичные половые признаки киногероев, дабы клюнули смотрящие на приманки и пошли в кинозал. Вон как недавно Асмус активно травили с момента премьеры «Текста», что не могло не привлечь дополнительного зрителя, охочего до женских прелестей и светских сплетен.
Как же повсюду торжествует упрощение! Зарабатываешь больше двухсот штук в месяц – годишься в самцы (первого уровня, в начинающие). Зарабатываешь меньше сотки – нищеброд. Если женщине – за 35 (тем более 40) лет – старуха, отстой. Бесплатно должна мужикам давать. А если 20-25 фитоняшка, то клади к её ногам роскошный образ жизни, ибо иначе и быть не должно. Штампы, кругом штампы и красивые картинки. И монтаж… Пустота в красках… А где человек?
Почему мы так хотим не париться над жизненными проблемами, не понимая, что не решив или не преодолев их, мы всё равно будем натыкаться на те же грабли.
Движение вперёд – это прохождение чего-то. Каких-то уровней, получения какого-то опыта. А нам со всех сторон вещают, что нужно радоваться и не усложнять себе жизнь… Ну-ну. Донеусложнялись. От страны скоро останутся только воспоминания о былом величии духа. Ценности давно проиграли ценам и продолжают стремительно испаряться. Но на это большинству пофиг, так как в условиях выживания в социальной мясорубке пользователя всё равно согревает Надежда на счастье. Вероятность же присутствует! А эта самая средняя серия, убранная при монтаже, - да какого ляда она вообще нужна? Сходитесь, женитесь, разводитесь, плодитесь, меняйте партнёров – это всё нормально, это так и должно быть.
А поиски причин оставьте подальше. «Здесь и сейчас», «ты этого достоин (-на)» - вот рекламируемые девизы современности, принятые доверчивыми массами. Почти как у батеньки Ленина: «Кто был ничем, тот станет всем». Ведь гениально людям головы этим запудрил Ильич. Сработало. Революция в итоге состоялась. Значит, и в личной лотерее не может не повезти. Повезёт и скоро!
Но вот мне почему-то в торжество упрощенности не верится…Хочется чего-то без монтажа, во всей неприглядной красе жизненного реализма (я не про порно и не про балабановские фильмы с лужами крови). Как же мы сворачиваем в стороны от прямых или верных линий, всё более куда-то удаляясь по пути рафинирования своего эго? И уже нету давно того самого Совка, когда коллективный разбор полётов приводил страждущих к осознаниям ложности путей и сворачивания с главного проспекта, коим являлась она самая – эта полу-мифическая субстанция, именуемая Душой… Нету и многого другого, что осталось лишь в воспоминаниях постепенно стареющего и уходящего взрослого поколения рожденных в СССР. Грустновато, но ведь жизнь продолжается. А фильмы и книги без монтажа, уверен, будут появляться. Жаль, что их явно маловато, но так ведь спрос и рождает предложение. Так что всё пучком, прорвёмся, было бы только желание. А оно есть. Но и монтаж тоже есть. Может, всё-таки без него лучше?