Сегодня аварийные «летучки» для коммунальных служб строят десятки предприятий. Но лет сорок тому назад ситуация существенно отличалась от нынешней: в стране с плановой экономикой просто не могло быть конкуренции! Потребности СССР в подобной технике обеспечивали всего несколько заводов, причем основная нагрузка приходилась на Клетинский машиностроительный завод.
История этого предприятия берет начало в 1918 году. Тогда на берегу Оки в Касимовском районе Рязанской области был основан Клетинский затон, специализацией которого стало деревянное судостроение и ремонт речных барж. Какое-либо технологическое оборудование на предприятии отсутствовало, но с ростом заказов появились пилорама и паровой котел, а потом и первые производственные помещения, что позволило переименовать затон в Клетинскую судоверфь. В годы войны судоверфь переориентировали на изготовление десантных лодок ДСП, для выпуска которых отстроили новые цеха и завезли оборудование – электростанцию, сварочный агрегат, станки. После войны это позволило расширить перечень продукции: помимо деревянных барж, в Клетино освоили плавучие общежития, мотолодки УД-2 и другой инвентарь для речного флота. Но спрос на изделия деревянного судостроения через некоторое время сошел на нет, и в 1966 году предприятие оказалось в ведении Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Естественно, новые «хозяева» немедленно перепрофилировали судоверфь на выпуск цельнометаллических кузовов серии «К», только что разработанных столичным ПКБ Академии коммунального хозяйства им.Памфилова для аварийно-ремонтных машин.
За весь 1967 год в Клетино сварили всего 10 экспериментальных кузовов в модификации АРГМ-1, на которых происходила отладка техпроцессов. Все они были отправлены на московский завод «Коммунальник», где после монтажа на шасси ГАЗ-53А и дооснащения спецоборудованием превратились в аварийно-ремонтные газовые машины АРГМ.
По ряду причин освоение серийного выпуска фургонов в Клетино шло медленно: в следующем году судоверфь поставила народному хозяйству всего 40 кузовов, но с появлением более совершенной оснастки в начале 1970-х она смогла выйти на уровень нескольких сотен фургонов в год. В 1972 году взамен деревянных цехов на территории предприятия возвели кирпичные, а саму судоверфь, уже добрый десяток лет никак не связанную с судостроением, наконец-то переименовали в Клетинский машиностроительный завод.
В новом качестве предприятие приступило к самостоятельному монтажу своих кузовов на шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-53А: соответствующий договор на поставку шасси был заключен с Горьковским автозаводом в 1973 году. Правда, эти фургоны все еще не являлись полнокомплектными «аварийками»: все необходимое спецоборудование по-прежнему устанавливали на других заводах.
К концу 1970-х назрела необходимость разработки кузовов нового поколения. Дело в том, что фургоны серии «К» отличались большой трудоемкостью изготовления из-за специфической формы, со скошенными верхними гранями боковин (как у армейских кузовов типа «СН»). Так что в 1980 году Клетинский машзавод перешел на выпуск более технологичных кузовов 3955К кубической формы, объем выпуска которых удалось довести до отметки 1200 единиц в год. А в 1982-м в Клетино освоили и выпуск полноценных аварийных фургонов: поначалу это были аварийная водопроводная машина АВМ-1 и аварийная машина для газового хозяйства АГМ-2, а вскоре к ним прибавилась и аварийная лифтовая машина МРЛ. Общий объем их производства до начала 1990-х колебался на уровне 400-600 штук в год.
Кроме того, в дополнение к «аварийкам» Клетинский машзавод делал порядка 40-80 сварочных установок СМУ-09 на шасси прицепа 2-ПН-2. Остальная же часть фургонов по-прежнему отправлялась сторонним предприятиям-изготовителям спецмашин. Так, воронежский ВМО строил на базе клетинских фургонов «аварийки» РВМ-3 и РВМ-3М (на шасси ГАЗ и ЗИЛ), столичный завод «Коммунальник» продолжал делать для газовщиков «аварийки» АРГМ, калининский ЭМЗ – лабораторию ПЛМ и ремонтную «летучку» РЖМ-52, а новомосковский ЭМЗ – аварийно-технические машины АТ-53Г и ТК-13А для трамвайного хозяйства.
С приходом рыночной экономики выпуск автофургонов в Клетино не остановился, но серьезно сократился: традиционные потребители – городские коммунальные службы –переживали не лучшие времена. Тем не менее, в 1995 году со стапелей завода сошли 54 «аварийки» АВМ-1М, 14 машин АГМ-2 и 17 неукомплектованных автофургонов 3955КМ, а сторонним предприятиям было отгружено 299 кузовов 3955КМ. Но известные события августа 1998-го все же подкосили завод: до конца года в Клетино построили лишь 30 «авариек» (14 АГМ-2 и 16 АВМ-1М) и 77 кузовов 3955КМ, а за весь следующий год – лишь 64 голых кузова…
В итоге набравшее долгов ОАО «Клетинский машиностроительный завод» было признано банкротом. Но сам завод не умер: на его месте возникло ООО «Клетинский машиностроительный завод», которое занялось… правильно, производством кузовов-фургонов и аварийных машин для служб жилищно-коммунального хозяйства! Сами кузова, конечно, подверглись модернизации: были улучшены их внутренняя отделка и герметичность, при покраске стали применяться акриловые эмали.
Годовая программа по выпуску кузовов-фургонов в середине 2000-х составляла 120 единиц. Это в 10 раз меньше, чем в конце 1980-х, но и численность персонала с тех пор уменьшилась в те же 10 раз: если в 1988 году в штате КлМЗ числилось 370 человек, то в 2007 – всего 30. Львиная доля кузовов по-прежнему отправлялась сторонним производителям спецтехники, с некоторыми из которых (ОАО «Новомосковский машзавод» и ЗАО «Тверской экспериментально-механический завод») партнерские отношения поддерживались еще со времен СССР. Но был сохранен и выпуск комплектных «авариек» (водопроводной АВМ-1М и ремонтно-жилищной РЖМ-52).
Читайте также на канале "МАШИНА":
- "Золотые ручки" UDS на шасси КАМАЗов
- Необычные автомобили завода "ПРОМТЕХ"
- Новая "ГАЗель" на конвейере!