Найти в Дзене
машина

Автомобили, которые строил Клетинский машзавод

Сегодня аварийные «летучки» для коммунальных служб строят десятки предприятий. Но лет сорок тому назад ситуация существенно отличалась от нынешней: в стране с плановой экономикой просто не могло быть конкуренции! Потребности СССР в подобной технике обеспечивали всего несколько заводов, причем основная нагрузка приходилась на Клетинский машиностроительный завод.

История этого предприятия берет начало в 1918 году. Тогда на берегу Оки в Касимовском районе Рязанской области был основан Клетинский затон, специализацией которого стало деревянное судостроение и ремонт речных барж. Какое-либо технологическое оборудование на предприятии отсутствовало, но с ростом заказов появились пилорама и паровой котел, а потом и первые производственные помещения, что позволило переименовать затон в Клетинскую судоверфь. В годы войны судоверфь переориентировали на изготовление десантных лодок ДСП, для выпуска которых отстроили новые цеха и завезли оборудование – электростанцию, сварочный агрегат, станки. После войны это позволило расширить перечень продукции: помимо деревянных барж, в Клетино освоили плавучие общежития, мотолодки УД-2 и другой инвентарь для речного флота. Но спрос на изделия деревянного судостроения через некоторое время сошел на нет, и в 1966 году предприятие оказалось в ведении Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Естественно, новые «хозяева» немедленно перепрофилировали судоверфь на выпуск цельнометаллических кузовов серии «К», только что разработанных столичным ПКБ Академии коммунального хозяйства им.Памфилова для аварийно-ремонтных машин.

Уникальный кадр: даже после переименования в 1972 году в машиностроительный завод над воротами предприятия осталась старая вывеска «Клетинская судоверфь» (о том, что на дворе как минимум лето 1973 года, недвусмысленно дают понять стоящие за забором шасси грузовых «газонов»)
Уникальный кадр: даже после переименования в 1972 году в машиностроительный завод над воротами предприятия осталась старая вывеска «Клетинская судоверфь» (о том, что на дворе как минимум лето 1973 года, недвусмысленно дают понять стоящие за забором шасси грузовых «газонов»)

За весь 1967 год в Клетино сварили всего 10 экспериментальных кузовов в модификации АРГМ-1, на которых происходила отладка техпроцессов. Все они были отправлены на московский завод «Коммунальник», где после монтажа на шасси ГАЗ-53А и дооснащения спецоборудованием превратились в аварийно-ремонтные газовые машины АРГМ.

Автофургон с кузовом типа «К» на шасси ГАЗ-53А
Автофургон с кузовом типа «К» на шасси ГАЗ-53А

По ряду причин освоение серийного выпуска фургонов в Клетино шло медленно: в следующем году судоверфь поставила народному хозяйству всего 40 кузовов, но с появлением более совершенной оснастки в начале 1970-х она смогла выйти на уровень нескольких сотен фургонов в год. В 1972 году взамен деревянных цехов на территории предприятия возвели кирпичные, а саму судоверфь, уже добрый десяток лет никак не связанную с судостроением, наконец-то переименовали в Клетинский машиностроительный завод.

В новом качестве предприятие приступило к самостоятельному монтажу своих кузовов на шасси ГАЗ-52-01 и ГАЗ-53А: соответствующий договор на поставку шасси был заключен с Горьковским автозаводом в 1973 году. Правда, эти фургоны все еще не являлись полнокомплектными «аварийками»: все необходимое спецоборудование по-прежнему устанавливали на других заводах.

К концу 1970-х назрела необходимость разработки кузовов нового поколения. Дело в том, что фургоны серии «К» отличались большой трудоемкостью изготовления из-за специфической формы, со скошенными верхними гранями боковин (как у армейских кузовов типа «СН»). Так что в 1980 году Клетинский машзавод перешел на выпуск более технологичных кузовов 3955К кубической формы, объем выпуска которых удалось довести до отметки 1200 единиц в год. А в 1982-м в Клетино освоили и выпуск полноценных аварийных фургонов: поначалу это были аварийная водопроводная машина АВМ-1 и аварийная машина для газового хозяйства АГМ-2, а вскоре к ним прибавилась и аварийная лифтовая машина МРЛ. Общий объем их производства до начала 1990-х колебался на уровне 400-600 штук в год.

Аварийная машина АВМ-1 на шасси ГАЗ-53А 1982 года выпуска, принадлежащая МУП «Водоканал» г.Тула
Аварийная машина АВМ-1 на шасси ГАЗ-53А 1982 года выпуска, принадлежащая МУП «Водоканал» г.Тула

Кроме того, в дополнение к «аварийкам» Клетинский машзавод делал порядка 40-80 сварочных установок СМУ-09 на шасси прицепа 2-ПН-2. Остальная же часть фургонов по-прежнему отправлялась сторонним предприятиям-изготовителям спецмашин. Так, воронежский ВМО строил на базе клетинских фургонов «аварийки» РВМ-3 и РВМ-3М (на шасси ГАЗ и ЗИЛ), столичный завод «Коммунальник» продолжал делать для газовщиков «аварийки» АРГМ, калининский ЭМЗ – лабораторию ПЛМ и ремонтную «летучку» РЖМ-52, а новомосковский ЭМЗ – аварийно-технические машины АТ-53Г и ТК-13А для трамвайного хозяйства.

Ремонтно-водопроводная машина РВМ-3М тульского водоканала с кузовом 3955КМ, переставленным на неродное шасси ЗИЛ-130 выпуска середины 1970-х
Ремонтно-водопроводная машина РВМ-3М тульского водоканала с кузовом 3955КМ, переставленным на неродное шасси ЗИЛ-130 выпуска середины 1970-х

С приходом рыночной экономики выпуск автофургонов в Клетино не остановился, но серьезно сократился: традиционные потребители – городские коммунальные службы –переживали не лучшие времена. Тем не менее, в 1995 году со стапелей завода сошли 54 «аварийки» АВМ-1М, 14 машин АГМ-2 и 17 неукомплектованных автофургонов 3955КМ, а сторонним предприятиям было отгружено 299 кузовов 3955КМ. Но известные события августа 1998-го все же подкосили завод: до конца года в Клетино построили лишь 30 «авариек» (14 АГМ-2 и 16 АВМ-1М) и 77 кузовов 3955КМ, а за весь следующий год – лишь 64 голых кузова…

Аварийные газовые машины АГМ-2 новомосковского горгаза, изготовленные Клетинским машзаводом в 1992 году
Аварийные газовые машины АГМ-2 новомосковского горгаза, изготовленные Клетинским машзаводом в 1992 году

В итоге набравшее долгов ОАО «Клетинский машиностроительный завод» было признано банкротом. Но сам завод не умер: на его месте возникло ООО «Клетинский машиностроительный завод», которое занялось… правильно, производством кузовов-фургонов и аварийных машин для служб жилищно-коммунального хозяйства! Сами кузова, конечно, подверглись модернизации: были улучшены их внутренняя отделка и герметичность, при покраске стали применяться акриловые эмали.

Годовая программа по выпуску кузовов-фургонов в середине 2000-х составляла 120 единиц. Это в 10 раз меньше, чем в конце 1980-х, но и численность персонала с тех пор уменьшилась в те же 10 раз: если в 1988 году в штате КлМЗ числилось 370 человек, то в 2007 – всего 30. Львиная доля кузовов по-прежнему отправлялась сторонним производителям спецтехники, с некоторыми из которых (ОАО «Новомосковский машзавод» и ЗАО «Тверской экспериментально-механический завод») партнерские отношения поддерживались еще со времен СССР. Но был сохранен и выпуск комплектных «авариек» (водопроводной АВМ-1М и ремонтно-жилищной РЖМ-52).

Продукция 2000-х годов – фургон модели 475403 на шасси ГАЗ-3309
Продукция 2000-х годов – фургон модели 475403 на шасси ГАЗ-3309
Читайте также на канале "МАШИНА":
-
"Золотые ручки" UDS на шасси КАМАЗов
-
Необычные автомобили завода "ПРОМТЕХ"
-
Новая "ГАЗель" на конвейере!