«От Советского информбюро: вчера в Амурской области китайскими военными был вероломно обстрелян мирно пашущий советский трактор. Ответным огнем трактор успешно подавил атаку противника. СССР заявил ноту протеста и сообщил Пекину, что в случае повторения агрессии на советские поля будут выведены сеялки, веялки и комбайны с вертикальным взлетом».
Как известно, в каждой шутке есть лишь только доля шутки. Вот и в этом старом «бородатом» анекдоте – тоже. В действительности практически любой транспорт в СССР размером крупнее обычной «легковушки» мог иметь двойное назначение. Не верите? Тогда давайте убедимся в этом на примере автобусов. Взять, скажем, хорошо известные автобусы ЛАЗ серии 695. Те самые, которыми еще не так давно были наводнены улицы большинства наших городов. Вы никогда не обращали внимание, что в правой части передка у них сделан здоровенный люк?
А знаете, для чего предназначен этот «портал»? Сейчас покажу, только на примере ЛАЗа более старой модели 695Б. Вот таким вот образом этот люк открывался и использовался (не забывайте пролистать галерею!):
А вот таким образом он использовался:
Как видно, люк этот служил для загрузки в салон носилок с больными и ранеными. Ведь все автобусы в Советском Союзе считались мобилизационным резервом и в «особый период», то есть во время боевых действий, подлежали мобилизации и переоборудованию в санитарный транспорт. Все сиденья, за исключением нескольких, удалялись из салона, а вместо них монтировались «этажерки» для фиксации носилок, укладки с предметами для ухода за ранеными, питьевые бачки, светомаскировочные шторы и другое оборудование. В собранном виде в салоне того же самого автобуса ЛАЗ-695Б это выглядело вот так:
А вот так – в салоне автобуса ЛиАЗ-677:
В автобусах ЛиАЗ-677, кстати, никаких дополнительных люков ни в передней, ни в задней части кузова не было, поскольку ширина служебных дверей позволяла свободно производить загрузку носилок прямо через них. А открытые ширмовые дверцы автобусов ЛАЗ достаточного просвета в проемах уже не оставляли.
Что характерно, никакого «колхозинга» при подобном переоборудовании пассажирских автобусов в санитарные не требовалось, поскольку все необходимые унифицированные закладные элементы для монтажа стоек и подвесов для носилок устанавливались в салонах всех отечественных автобусов еще с завода! А городские автобусы ЛиАЗ-677 дополнительно получали еще и съемный кронштейн, который при переоборудовании в «санитарку» надлежало установить в задней части кузова, чтобы затем повесить на него запасное колесо. В обычной эксплуатации 677-му возить с собой «запаску» не полагалось вовсе – ведь, случись что, ему на помощь из парка должна была прибыть «техничка» с новым колесом. Но с учетом жизненных реалий многие водители городских ЛиАЗов предпочитали возить запасное колесо всегда с собой: кто-то для этого городил самодельное крепление в салоне, а кто-то как раз благополучно использовал тот самый кронштейн из комплекта типового санитарного оборудования.
А теперь – небольшой ретроспективный экскурс по более мелким советским автобусам, начиная от самых маленьких. Вот, к примеру, переоборудованный салон микроавтобуса РАФ-977:
А вот в старые круглые «пазики» загружать носилки полагалось через люк в задней стенке кузова:
В курганские «коробочки» грузить раненых было еще проще, ведь у них в задней части кузова была полноценная распашная дверь!
Думаете, в наше время автобусы уже не переделывают в «санитарки»? Как бы не так! Комплекты типового санитарного оборудования по-прежнему в ходу, и их вовсю используют в армии. Вот осенью 2017-го мне попались на улице сразу два полноприводных автобуса ПАЗ-3206 с санитарным оборудованием – через их окна видны стойки и ремни для подвешивания носилок.