Если фотографию этого развозного фургона показать человеку «не в теме», то он наверняка опознает его как «какой-нибудь Москвич». И будет, конечно же, неправ :) Автомобиль, которому посвящен этот пост, имеет эстонские корни и называется ТА-11 «Тарту», а с фургонами завода МЗМА его роднят только агрегаты, которые действительно взяли от «Москвича» 407. Фургон ТА-11 изготовили в октябре 1961 года на Тартуском авторемонтном заводе №3, приурочив это событие к предстоящему открытию XXII съезда КПСС.
Своим созданием модель ТА-11 обязана Министерству связи СССР, которое выдало техзадание на проектирование фургона для перевозки почтовых отправлений и газет. Наряду с тартускими конструкторами к этой работе были привлечены и сотрудники Центрального КБ Минсвязи. Датой старта работ над почтовым фургончиком в Тарту можно считать 24 февраля 1960 года: в этот день вышел приказ директора завода о создании бригады из 6 человек, которым и была поручена практическая реализация проекта. Таким образом, полный цикл воплощения идеи от первых эскизов до постройки ходового образца занял 1 год и 8 месяцев.
В профиль фургон ТА-11 выглядел как автомобиль популярной ныне полукапотной компоновки, но на самом деле доступ к силовому агрегату машины открывался из салона. Отдельной рамы фургон не имел: несущим основанием кузова служили лонжероны в виде двух гнутых труб круглого сечения, связанных между собой поперечинами и консолями.
И вот к этому основанию затем уже приваривали пространственный каркас кузова, набранный из труб прямоугольного сечения и обшитый при помощи контактной электросварки стальными панелями.
А вот весь «нос» фургона был вручную выклеен из стеклоткани. Получается, что эстонцы стали одними из пионеров в СССР по части применения пластика в качестве конструкционного материала для изготовления кузовных панелей: знаменитый на всю страну микроавтобус «Старт» с пластиковым кузовом появился заметно позже!
Опытный образец не имел перегородки между 2-местной кабиной и грузовым отделением, однако в дальнейшем планировалось создать модификацию с отдельным изотермическим грузовым отсеком.
Интересно, что конструкторам удалось добиться полного стилистического сходства опытного фургона с базовой моделью: при взгляде спереди ТА-11 воспринимается именно как грузовой «Москвич»! Хотя ни одной общей кузовной детали у этих машин нет: лишь облицовка радиатора, фары, бампер и лобовое стекло.
Потребность в модели такого класса ощущалась в народном хозяйстве страны крайне остро: во всем огромном Союзе лишь завод МЗМА выпускал в ограниченных количествах фургон «Москвич-430» — фактически легковой универсал без бокового остекления и без задних сидений. При снаряженной массе в 997 кг ТА-11 мог транспортировать до 400 кг грузов – это вполне сопоставимо с показателями того же московского фургона. Зато по объему грузового отделения фургон «Тарту» превосходил «Москвича» сразу втрое: 4,2 кубометра против 1,4 при равных габаритных размерах – вот что значит специально созданная конструкция, а не максимально унифицированная с серийной техникой!
Планы относительно фургона ТА-11 были самыми серьезными – наладить серийное производство и обеспечить столь необходимым транспортом почтовые отделения крупных городов по всей стране. К сожалению, реализовать их не удалось. У меня нет подтверждающих документов на этот счет, но с огромной долей вероятности я готов предположить, что под данный проект Госплан СССР просто не выделил необходимые фонды на агрегаты МЗМА – ведь столичный автозавод и без того работал на пределе возможностей. Так что ТА-11 остался невостребованным, как и другие «малотоннажники» того периода: микрогрузовики «Киев», семейство ЗАЗ-970, горьковские фургоны М-22А и ГАЗ-19, пикап М-73…
Ну, а земной путь единственного построенного опытного образца ТА-11 закончился в середине 1980-х годов в Таллине на задворках Института кибернетики Академии наук ЭССР.
Впоследствии среди продукции Тартуского АРЗ все же появились модели транспорта «легкового» типоразмера, но к ТА-11 они уже не имели никакого отношения.
Текст - Николай Марков, фото из частного архива Тарво Пуусеппа, фондов Эстонского архива кинофотодокументов и фондов Эстонского дорожного музея (спасибо Райну Рикасу)