Найти тему
машина

Тест ПАЗ-3206-70: на школьном автобусе по бездорожью!

Все-таки есть в нашей стране действительно уникальные машины! Тот же ПАЗ-3206, например: вроде бы классический автобус, но с полноприводной трансмиссией и приподнятым над мостами кузовом. Найдете аналог среди современных иномарок? Едва ли. Однако в нашей стране такие машины выпускаются на Павловском автобусном заводе уже пятый десяток лет! Другое дело, что из-за скромных объемов производства широкой известности они так и не получили.

Текст и фото: Николай Марков

Уроки механики
Итак, знакомьтесь: ПАЗ-3206, полноприводный вариант «ветерана» ПАЗ-3205 с агрегатной базой от ГАЗ-33086. Машина редкая: начиная с 1994 года, потребителям их отгрузили лишь порядка десяти тысяч штук. В это число входят и несколько сотен экземпляров школьных автобусов, поставленных когда-то ряду российских регионов в рамках нацпроекта «Образование». Именно в школьной версии оказался и наш тестовый экземпляр, предназначенный для дальнейшей отправки в Иркутск.

-2
-3

Как устроен ПАЗ-3206? Ознакомительный осмотр начнем с моторного отсека. Залезаем в кабину, откидываем складной капот… А под ним – динозавр времен освоения космоса: старая добрая карбюраторная «восьмерка» ЗМЗ мощностью 124 л.с. Невероятно, но факт: установка электронной системы управления карбюратором, нейтрализатора и системы рециркуляции отработавших газов уложили этот мотор в Евро-4! Сейчас, правда, бензиновые «пазики» все же получили распределенный впрыск, зато теперь они соответствуют требованиям Евро-5 ))

-4

Второй раз пришлось удивиться, посмотрев на коробку: неужели, до сих пор 4-ступенчатая?! Да, действительно: и этот агрегат до сих пор в строю. Правда, «технический прогресс» тоже не обошел его стороной: если раньше – еще в бытность ГАЗ-53А – синхронизаторы стояли только на третьей и четвертой передачах, то последние лет тридцать… их нет вообще! Самое удивительное, что при этом передачи-то переключаются легко, даже не всегда требуя двойного выжима сцепления. И, к слову, применение 4-ступенчатой коробки именно на школьном автобусе вполне оправдано, поскольку из-за срабатывающего на 60 км/ч ограничителя скорости необходимости в пятой передаче не возникает в принципе.

Люк в передней части кузова открывает доступ к многочисленным ремням привода навесных агрегатов двигателя и механизмам их натяжения
Люк в передней части кузова открывает доступ к многочисленным ремням привода навесных агрегатов двигателя и механизмам их натяжения

Остальные узлы трансмиссии у полноприводного «пазика» уже не имеют общего с заднеприводным: вместо двухзвенного кардана с промопорой к ведущему мосту у ПАЗ-3206 после коробки передач идет короткий карданчик на раздаточную коробку, а уже от нее крутящий момент передается двумя одиночными карданами к газовским ведущим мостам с кулачковыми дифференциалами. Привод на передний мост выполнен подключаемым. Соответственно, дифференциал в «раздатке» отсутствует. Зато есть понижающая передача с отношением 1,982, делающая автобус похожим по тяговым характеристикам на колесный трактор.

Задняя подвеска – с прогрессивной характеристикой, на рессорах с корректирующими пружинами. Для улучшения поперечной устойчивости на обеих осях установлены стабилизаторы. На случай, если водитель переоценит резервы проходимости, в задней части кузова предусмотрены сразу две буксирные проушины
Задняя подвеска – с прогрессивной характеристикой, на рессорах с корректирующими пружинами. Для улучшения поперечной устойчивости на обеих осях установлены стабилизаторы. На случай, если водитель переоценит резервы проходимости, в задней части кузова предусмотрены сразу две буксирные проушины

Улучшению проходимости ПАЗ-3206 способствует и тот факт, что его кузов поднят над мостами на 10 см выше, чем у автобусов серии ПАЗ-3205. В результате углы въезда у полноприводника больше на 5 градусов спереди и 2 градуса сзади. Но у отличной геометрической проходимости есть и оборотная сторона – более высокий центр тяжести и повышенная склонность к опрокидыванию. Именно из-за этого полноприводным «пазикам» еще со времен самой первой модели 3201 официально не положено возить стоячих пассажиров – иначе не помогут даже два стабилизатора поперечной устойчивости в подвеске.

Наш полноприводный ПАЗ-3206 рядом с обычным заднеприводным ПАЗ-32053
Наш полноприводный ПАЗ-3206 рядом с обычным заднеприводным ПАЗ-32053

В соответствии с сертификационными требованиями, рабочая тормозная система автобуса оснащена ABS, но вот сам привод тормозов – так называемого старого типа: пневмогидравлический. Автобусы ПАЗ с задним приводом уже давно комплектуются только пневматическими тормозами, однако передний ведущий мост для «пазиков» выпускается только в версии с приводом тормозных механизмов от гидроцилиндров. Соответственно и «ручник» у ПАЗ-3206 механический, воздействующий на трансмиссию. Еще одно следствие от применения газовского переднего моста – малый допустимый угол поворота колес: если ПАЗ-3205 для разворота достаточно 17-метрового «пятачка», то полноприводнику на тот же маневр потребуется уже 24 метра.

Передний мост ведущий мост «пазика» унифицирован с мостом грузовика ГАЗ-33086
Передний мост ведущий мост «пазика» унифицирован с мостом грузовика ГАЗ-33086

Школьные особенности
Целый ряд конструктивных особенностей этой машины обусловлен ее школьным предназначением. ГОСТ на школьные автобусы жестко регламентирует как оснащение салона (обязательны мягкие сиденья с высокими спинками и индивидуальными ремнями безопасности, этажерка для ранцев в задней части салона, кнопки экстренной связи с водителем), так и конструкцию кузова – в частности, максимально допустимую высоту подножек. Естественно, находящаяся в полуметре над землей первая ступенька стандартного автобуса ПАЗ-3206 под эти требования никак не подпадала. Просто сделать еще одну стационарную ступень ниже было нельзя – это резко ухудшило бы геометрическую проходимость машины. Поэтому на «школьнике» применили подножку, выдвигающуюся из-под днища при открывании двери. Благодаря ей вход в автобус не станет проблемой даже для самых маленьких пассажиров.

Особенности школьной комплектации: выдвижная подножка на входе и «этажерка» для портфелей в салоне
Особенности школьной комплектации: выдвижная подножка на входе и «этажерка» для портфелей в салоне

Интересно, что несмотря на «детское» предназначение, сиденья в салоне школьного «пазика» располагаются с довольно большим шагом и вполне пригодны для размещения взрослых пассажиров, а высокие спинки и наличие откидных подлокотников даже позволяют говорить о каком-то комфорте во время поездки. Видимо, шаг сидений выбран с запасом в расчете на то, что среди нынешних учеников 11-х классов нередко встречаются «лоси» ростом за метр восемьдесят ))

Два кресла-«перевёртыша» в передней части салона – места для сопровождающих. Все детские сиденья установлены на подиумах и снабжены ремнями. На этом экземпляре они еще старого образца - поясные, зато с инерционными катушками. Сейчас на школьных автобусах обязательны 4-точечные ремни, которые с целью удешевления обычно не комплектуют инерционными катушками. Но разобраться с регулировкой таких ремней не каждому взрослому под силу, что уж говорить про детей…
Два кресла-«перевёртыша» в передней части салона – места для сопровождающих. Все детские сиденья установлены на подиумах и снабжены ремнями. На этом экземпляре они еще старого образца - поясные, зато с инерционными катушками. Сейчас на школьных автобусах обязательны 4-точечные ремни, которые с целью удешевления обычно не комплектуют инерционными катушками. Но разобраться с регулировкой таких ремней не каждому взрослому под силу, что уж говорить про детей…

Про ограничитель скорости мы уже упоминали: электронный блок отключает привод педали акселератора при получении сигнала о достижении скорости 60 км/ч. Посредством того же блока педаль газа «пустеет» и при открытии пассажирской двери – поехать, забыв ее закрыть, уже не получится. Здесь же можно отметить наличие звукового сигнализатора движения автобуса задним ходом и сигнально-громкоговорящей установки с выведенным на крышу динамиком. Наконец, все школьные автобусы в обязательном порядке окрашиваются в хорошо заметные цвета (ярко-желтый либо оранжевый) и оклеиваются соответствующими опознавательными знаками и надписями.

-11

В роли водителя
Рабочее место водителя на автобусах семейства ПАЗ-3205 с 1980-х годов изменилось не так уж и сильно. Конечно, определенный комплекс мероприятий по модернизации время от времени все-таки внедряли – например, применили высокую перегородку за спиной, защищающую водителя от сквозняков, новый кожух рулевой колонки с подрулевым переключателем, на который выведено управление дальним светом (до 2007-го свет переключался по старинке – кнопкой на полу), а также зеркала заднего вида с подогревом. Менялись панель приборов и сиденье. Но кардинально эргономику на этих автобусах не трогали никогда, поскольку сделать это малой кровью невозможно. Удобно устроиться за рулем, наверное, может только невысокий человек. Но, справедливости ради, надо отметить отличную обзорность и приемлемые усилия на основных органах управления.

Рабочее место водителя сдвинуто к двери и не отличается простором, однако усилия на основных органах управления (за исключением рычагов раздаточной коробки) не вызывают затруднений, да и с обзорностью проблем нет
Рабочее место водителя сдвинуто к двери и не отличается простором, однако усилия на основных органах управления (за исключением рычагов раздаточной коробки) не вызывают затруднений, да и с обзорностью проблем нет

Вторая проблема – это переключение передач. Нет-нет, с четкостью и усилиями на рычаге как раз все в порядке – абсолютно не мешает даже отсутствие синхронизаторов. Но при перемещении рычага на линию включения первой либо второй передачи он прижимает правое колено к кожуху рулевой колонки, а для включения второй рычаг приходится вдавливать в подушку сиденья. А когда «втыкаешь» заднюю (вправо и назад), рычаг едва ли не упирается в капот.

Ну и третья проблема – это следствие соседства водителя с двигателем: тепло от последнего все-таки проникает в кабину. И если в холодное время года это даже хорошо, то летним жарким днем определенно вызывает дискомфорт. Зато уровень шума от «восьмерки» ЗМЗ довольно низкий, да и вибраций на холостом ходу нет.

Чего не стоит делать в салоне «пазика» - так это хвататься за стык перегородки кабины и задней стенки моторного отсека при включенной «печке»: через час после начала движения металл здесь нагрелся до обжигающей руку температуры!
Чего не стоит делать в салоне «пазика» - так это хвататься за стык перегородки кабины и задней стенки моторного отсека при включенной «печке»: через час после начала движения металл здесь нагрелся до обжигающей руку температуры!

«За это можно все простить!»
Все-таки хорошо, что мы взяли на тест именно «полноприводник»: при езде по пересеченной местности ПАЗ-3206 полностью реабилитировал себя за все прошлые замечания ! Благодаря «зубастым» шинам Амтел К-100 и межколесным блокировкам скользкие участки дорог и поросшие травой склоны автобус прекрасно преодолевает даже в режиме 4х2. Подтыкать же «передок» и «понижайку» потребовалось лишь тогда, когда мы принялись бороздить холмы и овражки.

-15

«Поймать диагональ», то есть вывесить в воздух одно из колес на них нам так и не удалось – подвеска допускает очень большой угол перекоса мостов относительно друг друга, а более крутого рельефа в окрестностях мы просто не нашли.

Глубины этой канавы не хватило для того, чтобы выбрать весь ход подвесок и вывесить задние левые колеса, однако для заднеприводного ПАЗ-3205 и это препятствие уже окажется непреодолимым
Глубины этой канавы не хватило для того, чтобы выбрать весь ход подвесок и вывесить задние левые колеса, однако для заднеприводного ПАЗ-3205 и это препятствие уже окажется непреодолимым

«Ограничителем» при штурме канав оказался задний свес кузова: задний бампер уже начинает скрести землю, когда сцепных свойств шин и тяговых возможностей двигателя еще хватает с лихвой. Думаете, это свидетельствует о плохой геометрической проходимости? Ни в коем случае: тот же ПАЗ-3205, прозванный «королем сельских дорог», к этим буеракам не смог бы даже подъехать! А других серийных автобусов, способных работать вне асфальта, в нашей стране больше просто не существует.

-17

Так что правильнее сказать, что резервы проходимости, заложенные в конструкцию ходовой части ПАЗ-3206 (ходы подвесок, тяговые характеристики), для автобуса даже избыточны. Хотя, конечно, в определенных условиях «засадить» можно и полноприводный «пазик»: например, в глубокой колее он сядет на мосты практически так же скоро, как и ПАЗ-3205, ведь из-за одинакового размера шин у них одинаков и дорожный просвет (от картера заднего моста до земли – 264 мм).

-18

Резюме
За сельских школьников, которым выпадет ездить на ПАЗ-3206, можно будет не переживать: они доберутся до пункта назначения в любую распутицу – такой серьезный вездеход не подведет. И то, что такие автобусы есть в распоряжении Министерства образования – это действительно здорово! Вот только их водителям я все же не позавидую: управлять таким «пазиком» - это действительно работа. Совсем другое дело – автобусы ПАЗ нового семейства «Вектор NEXT», но о них я расскажу в другой раз!

-19