22 января в газете «Вечерний Санкт-Петербург» вышла заметка с гордым названием «Трамваи пойдут по зелёному коридору». По словам представителя ГУП «Горэлектротранс», которые приводит автор статьи, для увеличения скорости движения требуется:
Один из важных этапов — предоставление приоритета для проезда трамваев, в том числе за счет настройки светофоров. Для трамваев был введён отдельный цикл… <на ряде перекрёстков установлены бело-лунные светофоры — прим. ред.> … что позволило исключить помехи со стороны других участников движения.
Вот только это разведение потоков в большинстве случаев ничего общего со словом «приоритет» на самом деле не имеет.
Переместимся в Калининский район — на пересечение Пискарёвского проспекта и улицы Руставели; через этот перекрёсток пролегают трассы трёх трамвайных маршрутов — 9, 38, 51 (интервал движения в часы пик по маршруту 38 начинается от 5 минут).
После реконструкции перекрёстка в 2010 году были установлены специальные датчики — трамвай к ним подъезжал, и сразу загорался разрешающий сигнал. Уже довольно давно эти датчики не функционируют, а бело-лунные светофоры работают в режиме «таймера», не предоставляя никакого приоритета рельсовому транспорту.
Перекрёсток имеет сложную конфигурацию, и светофоры на каждом из пересечений (с направлением в сторону КАДа и обратно) загораются неодновременно, из-за чего трамваи в сторону к/ст «Ручьи» (на север) успевают проехать оба светофорных поста за один цикл, а в обратную сторону — встают перед южным пересечением.
«Горэлектротранс», к сожалению, выбрал пораженческую позицию, заложив в расписание простой вагонов на светофоре. Трамваи теряют время и пассажиров, которые его ценят.
Переместимся на юго-запад. В рамках изменения маршрутной сети и обновления подвижного состава на маршруте 60, были увеличены заложенные в расписание скорости движения по перегонам. Но благое начинание упёрлось в светофоры, вернее, в «вытянутые» циклы, из-за чего вагоны двигаются по маршрутам неравномерно, а сбиваются в «пары».
На пересечении Петергофского шоссе и улицы Доблести красный свет для трамвая горит 101 секунду (здесь проходят маршруты 36, 60 с интервалами в часы пик от 4-х и от 2-х минут, соответственно). До недавнего времени зелёный сигнал горел 42 секунды, но после установки бело-лунного светофора и стрелки для правого поворота автомобилей на улицу Доблести (трамваи развели с поворачивающими автомобилями), время разрешающего сигнала для трамваев сократилось более чем в два раза.
Ещё один сложный узел на трассе трамвайного маршрута 60 — перекрёсток улицы Маршала Казакова с проспектом Маршала Жукова — заставляет трамваи ждать разрешающий сигнал более 2-х минут, что с учётом интервала движения в часы пик приводит к тому, что если вагон не успевает на разрешающий сигнал, то начинает опаздывать, а за время ожидания «зелёного» его уже догоняет следующий вагон...
В статье, с которой мы начали рассказ, представитель «Горэлектротранса» рассказывает о перспективах ввода «зелёной волны» на перекрёстке Петергофского шоссе и улицы Доблести (о нём мы рассказывали выше) на маршруте 60:
Сейчас трамвай, подъезжая к перёкрестку, «опознаётся» контроллером на светофоре и включается подменная фаза продолжительностью 60 секунд. Если трамваи едут с двух сторон, то зелёный сигнал «ждёт» последнего проезжающего трамвая. После того как вагоны проехали, светофор возвращается к стандартной схеме.
По нашей информации подобная схема сейчас тестируется ещё на перекрёстке бокового проезда Петергофского шоссе с улицей Десантников. Отметим, что пока соответствующее оборудование работает не на всех вагонах на маршруте (а на 60-ку регулярно выезжают «старички» ЛВС-86), данное решение не будет приводить к желаемому результату.
Трамвай, пожалуй, больше других видов общественного транспорта нуждается в тонкой настройке светофорных объектов. Организация движения на многих магистралях просто безобразная — спасибо «специалистам» соответствующих подразделений Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и Дирекции по организации дорожного движения. Потому порывы ГУПа на «ускорение» ряда маршрутов (на перспективу перевозчик рассматривает маршруты 27 и 55) без кропотливой работы над организацией движения на сложных перекрёстках (как это было с «соткой», и как происходит сейчас с маршрутом 60) сводятся только к урезанию нормы на пробег.
© Петербург Трамвай Троллейбус. 100лько лет вместе
Чтобы ничего не пропустить, обязательно подписывайтесь на нас в "Дзене", а также на любой из популярных площадок, удобной для вас: