Здравствуйте, я Катя, мне 40 лет и последнее время я много думаю о старости…
Я вдруг поняла, что, когда говорю «старость», люди совсем не понимают, что я имею в виду. Я-то говорю о старении, о «недевочкауже», что настигает очень быстро. Иногда уже к 30. А люди представляют каких-то инопланетян 70+. Ведь все, что до этого – это «вторая молодость», «жизньтольконачинается», «осень». Чего мы только не придумываем, чтобы не говорить «старость».
Мне кажется, все просто: 0-20 переход от детства во взрослость, 20-40 от взрослости в зрелость, 40-60 от зрелости к старости, ну а дальше и о смерти пора подумать. Это не значит ничего плохого. Просто жизнь, просто время, которое течет неумолимо, как бы мы ни пытались его остановить и не замечать. И хочется вытащить наружу все свои страхи, посмотреть им в лицо, назвать и принять.
Да мне 40, я знаю, что минимум половина жизни уже позади. У меня накоплен опыт похорон и болезней близких. Я точно знаю, что постарею и умру. Ну то есть я всегда это знала, но больше теоретически. Теперь я это чувствую. И мне кажется, что к старости, как к любому важному делу в жизни нужно быть готовым. Не прятаться, не бояться, а просто ответить, себе на вопрос, как я хочу, чтобы это было.
Наблюдая старение людей вокруг, я вижу, по сути, два варианта. Первый – очень нынче популярный: схватиться зубами за молодость. Ни за что ее не отпускать. Делать вид, что ничего не происходит вообще. Не менять привычек, образа жизни, ничего. На этом построена вся индустрия «омоложения». Я тут как-то неосторожно погуглила насчет массажа лица. Теперь у меня в ленте бесконечная пластика, тэйпинг, фейс-фитнесс, программы, диеты… Весь этот бизнес делается на нашем нежелании стареть. У Юлия Жемчужникова в книге «Старание к старению» есть замечательная мысль: когда человек 60+ говорит: «Я совсем не чувствую себя стариком», - мы радуемся и всячески его поддерживаем. А если ребенок скажет: «Я не чувствую себя ребенком» или молодая девушка: «Не чувствую себя молодой», - мы отправим их к психиатру, не правда ли?
Вроде бы так было всегда: об эликсире бессмертия мечтал еще Цинь Шиуханди (III век до н.э.) и многие раньше него, да и формулу вечной молодости человечество начало искать не вчера. Но что-то все-таки изменилось. Больше возможностей, новые социальные нормы: можно жениться на молодых, поступать в институты, путешествовать, выигрывать конкурсы красоты, ставить рекорды, детей рожать. И это «не наш батюшка с глузду двинулся», - это социально-одобряемое поведение. Мы ужасно любим такие истории, ведь они дают нам надежду, что и в старости мы останемся молодыми. И это правда круто. Возможности – всегда круто. Потому что второй вариант, он еще хуже: это сплошная бесконечная тоска, иногда растягивающаяся на много лет. Интерес к жизни уже угас, ничего не радует, ничего не нужно, а ты все еще живешь. Это страшно, по-настоящему. Кстати, первый вариант часто переходит во второй. Такое тоже видела…
Так вот про социум. Вроде и всегда было. А вроде изменилось. Потому что, когда я вспоминаю бабушек и дедушек, кажется, что они проще относились к своему старению. Естественно как-то. Без неврозов. И очень интересно понять, что изменилось: прогресс, уровень комфорта, доходы? И чем нам это грозит.
Ведь, должен же быть и третий путь, правда? А какой он? Как к нему прийти, как нащупать? И главное, куда деть свои страхи и неврозы….