Найти тему
ArtNoob

Что это за "зверь" такой - Современное искусство?

Принято считать, что современное искусство появилось в 50–70-х гг. 20 столетия. Вторая мировая война показала все ужасы и пороки общества. Человек больше не верит в общее светлое будущее. Вместе с этим разочарованием уходит авангард, на его место приходит постмодернизм, некая мета-цитата искусства прошлого.

В постмодернизме прослеживается идея движения человечества по некой спирали иногда вверх, иногда вниз, конечная цель отсутствует, есть только выживание. В этом движении постмодернизм сворачивает к юмористической форме, к иронии, есть поворот к анализу культуры прошлого и этот поворот наиболее интересен для культуры.

Постмодернизм постоянно цитирует искусство прошлого, но делает это языком деконструкции, меняя изначальный смысл. Своего рода это игра в анаграмму, когда мы берем за основу какое-то слово и посредством перестановки букв или слогов меняем изначальный смысл. Так и в деконструкции.

Для наглядности, приведу пример:

Татьяна Антошина, фотопроект «Музей женщины»
Татьяна Антошина, фотопроект «Музей женщины»

Татьяна Антошина взяла за основу работы известных художников периода 16–20-х веков. Повторяя композицию, она поменяла местами мужские и женские роли. В результате мы обнаруживаем совершенно иные, в какой-то степени нелепые смыслы. Этим и интересен постмодернизм.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре», Эдуард Мане «Олимпия», Эдуард Мане «Завтрак на траве»
Пабло Пикассо «Девочка на шаре», Эдуард Мане «Олимпия», Эдуард Мане «Завтрак на траве»

Цели и задачи 15 века – красота и эстетика. Целями и задачами 19 века стала социальная критика, оставаясь такой в 20 и начале 21 века. Искусство стало социальным. Приходя в выставочный зал, зритель ищет искусство прекрасного, но находит искусство, которое заставляет думать, смотреть на вещи под совершенно иным углом.

Виктор Хмель и Елена Суховеева "Золотая осень", " Безмолвный зверь"
Виктор Хмель и Елена Суховеева "Золотая осень", " Безмолвный зверь"

Политика и современное искусство довольно тесно связаны между собой. Политика и власть репрезентуют то, что им необходимо. Тогда как современное искусство репрезентует то, что замалчивает власть и то, о чем зритель практически не задумывается. В некоторых случаях выставляя наружу самые табуированные и неприятные темы. Самыми яркими представителями в выполнении последних задач выступает перформанс, акционизм, граффити.

Мария Абрамович. Одни из самых значимых проектов.
Мария Абрамович. Одни из самых значимых проектов.

Проекты этой художницы настолько провокационны и откровенны, что политика ЯндексДзена не позволяет мне показать все. Для самых любопытных, посмотрите документальный фильм Марина Абрамович: "В присутствии художника". Равнодушными вы точно не останетесь.

Современное искусство эта прямая противоположность медийным пространствам, рекламе. Реклама постоянно транслирует образы счастья и красоты, за этой красивой оболочкой - пустота. Красота, по крайне мере в том виде, в каком она была раньше, больше не может присутствовать в современном искусстве. Отсюда и возникает негативная эстетика – «некрасивые картинки», «уродливые статуи», «детские каракули» – которую трудно понять зрителю. Это оправдано тем, что красота дискредитировала себя, попав в рекламное поле.

Возможно, вам понравятся мои статьи в инстаграм:
@miles_help

Что вы думаете о современном искусстве? Оно вас бесит или вы считаете его пустой тратой времени? Какой ваш эстетический идеал?