Принято считать, что современное искусство появилось в 50–70-х гг. 20 столетия. Вторая мировая война показала все ужасы и пороки общества. Человек больше не верит в общее светлое будущее. Вместе с этим разочарованием уходит авангард, на его место приходит постмодернизм, некая мета-цитата искусства прошлого.
В постмодернизме прослеживается идея движения человечества по некой спирали иногда вверх, иногда вниз, конечная цель отсутствует, есть только выживание. В этом движении постмодернизм сворачивает к юмористической форме, к иронии, есть поворот к анализу культуры прошлого и этот поворот наиболее интересен для культуры.
Постмодернизм постоянно цитирует искусство прошлого, но делает это языком деконструкции, меняя изначальный смысл. Своего рода это игра в анаграмму, когда мы берем за основу какое-то слово и посредством перестановки букв или слогов меняем изначальный смысл. Так и в деконструкции.
Для наглядности, приведу пример:
Татьяна Антошина взяла за основу работы известных художников периода 16–20-х веков. Повторяя композицию, она поменяла местами мужские и женские роли. В результате мы обнаруживаем совершенно иные, в какой-то степени нелепые смыслы. Этим и интересен постмодернизм.
Цели и задачи 15 века – красота и эстетика. Целями и задачами 19 века стала социальная критика, оставаясь такой в 20 и начале 21 века. Искусство стало социальным. Приходя в выставочный зал, зритель ищет искусство прекрасного, но находит искусство, которое заставляет думать, смотреть на вещи под совершенно иным углом.
Политика и современное искусство довольно тесно связаны между собой. Политика и власть репрезентуют то, что им необходимо. Тогда как современное искусство репрезентует то, что замалчивает власть и то, о чем зритель практически не задумывается. В некоторых случаях выставляя наружу самые табуированные и неприятные темы. Самыми яркими представителями в выполнении последних задач выступает перформанс, акционизм, граффити.
Проекты этой художницы настолько провокационны и откровенны, что политика ЯндексДзена не позволяет мне показать все. Для самых любопытных, посмотрите документальный фильм Марина Абрамович: "В присутствии художника". Равнодушными вы точно не останетесь.
Современное искусство эта прямая противоположность медийным пространствам, рекламе. Реклама постоянно транслирует образы счастья и красоты, за этой красивой оболочкой - пустота. Красота, по крайне мере в том виде, в каком она была раньше, больше не может присутствовать в современном искусстве. Отсюда и возникает негативная эстетика – «некрасивые картинки», «уродливые статуи», «детские каракули» – которую трудно понять зрителю. Это оправдано тем, что красота дискредитировала себя, попав в рекламное поле.
Возможно, вам понравятся мои статьи в инстаграм: @miles_help
Что вы думаете о современном искусстве? Оно вас бесит или вы считаете его пустой тратой времени? Какой ваш эстетический идеал?