Найти в Дзене

Похитители тел и могилы сейфы Англии

Долгое время в Англии с посмертным бытием был полный порядок, как и по всей остальной Европе. Вскрывать трупы было запрещено — сосуд Божий, как никак, а с нарушителями поступали жёстко и антисанитарно. Медикам приходилось довольствоваться трактатами римского врача Галлена, который вскрывал в основном животных, а о человеческом теле делал выводы по аналогии. Но в самом начале 16 века шотландский король Яков IV своим эдиктом разрешил корпорации цирюльников и хирургов вскрывать по четыре тела казнённых преступников в течение года. И сразу же возникли две проблемы. Во-первых, всего четыре трупа на всех, включая студентов — это ничтожно мало, а во-вторых в начале 16 века повешение было в Англии и Шотландии далеко не единственным вариантом казни. И после некоторых её способов тела попадали на стол, скажем деликатно, не совсем в товарном виде. К тому же во многих приговорах помимо собственно метода умерщвления, фигурировали ещё и разные интересные варианты посмертного наказания вроде «и выст
могилы с решеткой(мортсейф) 19 века(Англия)
могилы с решеткой(мортсейф) 19 века(Англия)
потрошители могил достают тело самым распространенным способом накинутой на шею веревкой с петлей.
потрошители могил достают тело самым распространенным способом накинутой на шею веревкой с петлей.

Долгое время в Англии с посмертным бытием был полный порядок, как и по всей остальной Европе. Вскрывать трупы было запрещено — сосуд Божий, как никак, а с нарушителями поступали жёстко и антисанитарно. Медикам приходилось довольствоваться трактатами римского врача Галлена, который вскрывал в основном животных, а о человеческом теле делал выводы по аналогии.

медицинская корпорация 16 века
медицинская корпорация 16 века

Но в самом начале 16 века шотландский король Яков IV своим эдиктом разрешил корпорации цирюльников и хирургов вскрывать по четыре тела казнённых преступников в течение года. И сразу же возникли две проблемы. Во-первых, всего четыре трупа на всех, включая студентов — это ничтожно мало, а во-вторых в начале 16 века повешение было в Англии и Шотландии далеко не единственным вариантом казни. И после некоторых её способов тела попадали на стол, скажем деликатно, не совсем в товарном виде. К тому же во многих приговорах помимо собственно метода умерщвления, фигурировали ещё и разные интересные варианты посмертного наказания вроде «и выставить его тело в цепях для устрашения сроком на неделю». Понятно, что после того, как труп неделю провисел в железной клетке, да ещё и над ним активно поработали птицы — медикам уже почти ничего не оставалось.

мортсейф
мортсейф

В 1540 году такой же закон приняли и в самой Англии. Дальше век за веком квоту понемногу увеличивали, но всё равно нескольким тысячам докторов, цирюльников и примкнувших к ним художников, которым как раз захотелось изображать человека похожего на человека, а не на его тень на стене, трупов отчаянно не хватало. В такой ситуации просто не мог не возникнуть чёрный рынок — и он не замедлил появиться, вместе с людьми, сделавшими воровство трупов с кладбищ своей профессией. В Англии они получили ироническое прозвище «воскресители».

Примерно такое зрелище оставалось после работы похитителей.Но часто они старались скрыть следы и закапывать могилы.
Примерно такое зрелище оставалось после работы похитителей.Но часто они старались скрыть следы и закапывать могилы.

Масштабы и обороты подпольного рынка трупов поражают воображение. Средний курс свеженького мертвеца составлял от 2,5 до 15 фунтов, то есть от 3 до 23 средних месячных зарплат рабочего-мужчины (а работали тогда по 14 часов в сутки 6 дней в неделю). Но это расценки, так сказать, за «базовую комплектацию», а трупы умерших от какой-нибудь необычной болезни или отличавшиеся любопытными врождёнными уродствами стоили сильно дороже — до нескольких сотен фунтов.

за работой
за работой

Как только не пытались бедные английские обыватели защитить свой посмертный покой от «воскресителей» — ничего не помогало. Те, кто побогаче, заказывали себе стальные гробы, укреплённые не хуже иного банковского сейфа, родственники тех, кто победнее, старались задержать похороны до тех пор, пока тело не начнёт явно разлагаться, на кладбищах ставились сторожевые вышки — и всё равно трупы каждый год воровали тысячами. Есть спрос — значит будет и предложение.

бригада похитителей
бригада похитителей

Кстати, очень интересна схема, по которой работали похитители тел. Как правило, кладбища «бомбили» бригадой из 6-8 человек. Все действия были отработаны до мелочей: прокапывался наклонный лаз к торцевой части гроба, она выламывалась, после чего петлями и крюками тело вытягивали на поверхность, раздевали, всё снятое с него возвращалось обратно, гроб заколачивали, лаз к нему аккуратно зарывали, «клиента» грузили на телегу и уезжали. К чему такие сложности? Привет английской системе права и умению подданных короны этой самой системой манипулировать.

карикатура на тему 19 века
карикатура на тему 19 века

Дело в том, что вплоть до середины 19 века в Англии не существовало нормы о праве владения своим телом. Поэтому труп после смерти получался как бы «ничей», в отличие от надетого на него белья, савана и прочего добра — это уже собственность родственников покойного. В случае поимки банду «воскресителей» могло ожидать в лучшем случае наказание за какое-нибудь «нарушение общественного спокойствия» с крайне небольшим сроком. А вот за кражу личных вещей из гроба их уже можно было судить как воров. Гроб старались оставить в целости по той же причине — чтобы не попасть под закон об осквернении могил.

  • Точно так же британские преступники работают и сегодня — эти ребята поистине умеют чтить законы своей страны. Скажем, при ограблении со взломом домов, квартир и магазинов, сперва идёт одна группа, которая ломает окна и двери, но не проникает в помещение, а следом за ней другая, которая уже выносит вещи. А всё потому, что за кражу со взломом полагается до 14 лет тюрьмы, за просто кражу — до семи, а за повреждение частной собственности — всего несколько месяцев.
медики вскрывают труп преступника 17 век
медики вскрывают труп преступника 17 век

Бизнес «воскресителей» процветал и приносил сверхприбыли вплоть до 1832 года, когда был принят закон, разрешавший вскрывать безо всяких квот умерших в тюрьмах или в государственных работных домах, найденные на улице и невостребованные родственниками тела и прочих «лишних людей». Но даже после этого похитители тел не сошли со сцены, переключившись на кражу трупов знаменитостей с целью получения выкупа. Так в 1978 году с кладбища швейцарского города Веве похители тело Чаплина и потребовали с его вдовы аж 200 тысяч франков.