Я – учитель пенсионер, второй год не работаю в школе, но люблю школу и по-прежнему слежу за её жизнью.
Недавно в СМИ появилось сообщение о новой должности в школе «завуч по военно-патриотическому воспитанию». И, ещё не зная функционала этого «завуча», понимаешь, что ничего хорошего ни для детей, ни для учителей не будет. И первое замечание. Аббревиатура «завуч» расшифровывается как заместитель директора по учебной работе, так почему «завуч» по военно-патриотическому воспитанию? Надо: заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию. Это первое. Второе. Есть в школе заместитель директора по воспитательной работе, одно из направлений работы которого – патриотическое воспитание. И что теперь – два заместителя директора будут заниматься воспитанием? Да и сама формулировка агрессивная, военная.
А школа больна, и серьёзно больна. В свете последних трагических событий (гимназия №74 г. Минска, школа №2 Столбцы, г. Гомель, г. Чериков) правовое и нравственное воспитание школьников должно выйти на первый план.
Католический митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич в обращении по поводу трагедии в школе №2 в Столбцах, где 11 февраля 2019 года учащийся 10 класса убил учительницу, ученика и ранил еще двоих школьников, заявил, что в поисках причин подобных трагедий недостаточно сосредотачиваться только на социальных причинах или семейных обстоятельствах. В связи с этим архиепископ призвал граждан, общественные и религиозные организации, а также власти страны сделать все возможное для надлежащего здорового воспитания молодого поколения на духовных ценностях. И, по иронии судьбы, в ответ мы получили военно-патриотическое воспитание.
Школа не справляется ни с воспитанием, ни с образованием. Я 20 лет проработала в теневом кабинете, с директором, и на директора. «Теневой кабинет» - это анализы, проекты, письма, педсоветы и многое другое. Вся работа только на бумаге. Бумаги, т.е. документы, готовятся к проверкам. Совет школы, родительский комитет школы – это всё в реальности не существует, как и многое другое, только на бумаге. Социально-педагогическая служба (далее – СППС) выполняет секретарские функции: собирает у классных руководителей отчёты, акты ЖБУ, справки. Психологи проводят тесты, а реальной психологической помощи оказать не могут. Да и что такое психология – это, прежде всего, понимание. И любой умный учитель даст фору любому школьному психологу. А психологические центры, институты растут в стране, как грибы.
Вот пример из практики. Школа в микрорайоне Курасовщина г. Минска, т.е. окраина столицы. Администрация решает отнять ребёнка (8 класс) у матери алкоголички. Но девочка, как и её мать, живёт с бабушкой и дедушкой в большой благоустроенной квартире. У девочки всё есть для учёбы, в т.ч. отдельная комната с ноутбуком. Она красиво одета. Но школе очень хочется показать свою работу с детьми, находящимися в СОП (социально опасном положении). И девочку, без предупреждения, т.е. психологической подготовки, забирают в приют прямо на заседании КДН (комиссии по делам несовершеннолетних). С ребёнком истерика. В течение полугода ребёнок находится в приюте, бабушка выплачивает каждый месяц по 200 рублей за её содержание, т.к. мать не работает. Мать не может найти работу в течение 3-х месяцев, но всё же находит – мыть подъезд, где она работает и в настоящее время. Мать затем кодируется и не пьёт 1,5 года. Затем опять 10 дней запоя и лечение в наркологическом диспансере. Так зачем отнимали ребёнка? Чем школа помогла семье? Ни материально, ни моральной помощи школа не оказала. А служба СППС, и администрация школы проявили бездушие и формальность, а то и откровенную глупость.
В последнее время с правонарушениями учащихся благостная картина: появилась формулировка «выявлено школой». Хорошо всем: и инспектору УВД района, и школе – статистика позитивная. Хотя здравый смысл подсказывает: не имеет значения, кто выявил правонарушение, главное – оно есть! Увы, на деле так: учащимися школы за 2017/2018 учебный год совершено 12 правонарушений, из них 7 выявлено школой (их как бы нет), и в отчёт идёт 5 правонарушений (Это реальная статистика одной из школ г. Минска). Директор потирает руки: всё хорошо, прекрасная маркиза.
Бессилие школьных психологов и социальных педагогов очевидно. Не видят и не знают. Да и социальными педагогами часто работают неуспешные в своей профессиональной деятельности учителя или пенсионеры.
Дмитрий Быков в интервью говорил, что учитель должен работать в школе до 40 лет. И он отчасти прав. Далее, а, может, и ранее, наступает психологическое выгорание. Дети не любят таких учителей. И учитель ненавидит детей. Да, не удивляйтесь! Учитель 3-го класса одной из столичных школ, в центре Минска, грубо обрывает ребёнка: «закрой пасть!» А через некоторое время идёт дальше – родители ведь терпят - звонит матери ребёнка и предлагает услуги репетитора! Вы можете это представить?! Это шок. Называет цену урока в долларах. Я, признаться, сразу подумала, когда узнала о таком предложении, что учительница будет заниматься бесплатно, т.к. в школе у учителей есть поддерживающие и стимулирующие часы для дополнительных занятий с детьми. Эти уроки оплачивает школа, т.е. государство. Но предлагать купить отметки в 3 классе, вымогать взятку за отметки – это преступление. А учитель это не понимает, т.к. тупой. А страдают дети. Неопытные, неискушённые, непривыкшие к притворству. Проходит время, и они понимают, что отметки можно купить – вот что самое страшное. Происходит деградация личности ребёнка. И мы имеем то, что имеем.
Такое вопиющее предложение учителя имеет своёй подоплёкой отсутствие контроля со стороны администрации школы. Тетради детей не проверяются, наличие учителя и детей в кабинете во время факультативных и других оплачиваемых школой занятий не контролируется. В хороших гимназиях завуч, что называется, с уроков не вылазит – и учитель вынужден готовиться. А теперь как – учитель берёт 1,5 ставки и на замечание родителя, что отметка выставлена заниженная, без зазрения совести говорит: у меня 6 классов, я не успеваю проверять тетради.
А знаменитые поборы в школе, сборы денег на подарки учителям?! Дошло до того, что в одной из гимназий Минска родители собирали деньги на подписку журнала «Минская школа сегодня» для классного руководителя.
А 10-балльная система, которую многие учителя просто не понимают, а родители, не понимая, ждут «девяток» и «десяток».
Всё начинается с директора школы. Пусть простят меня феминистки, но ещё Макаренко писал, что директором школы должен быть мужчина. И уж никак не пенсионер, который уже не вдохновляется и не «загорается» новыми идеями и которому ученики просто мешают жить.
Не надо вводить новые должности для функционеров, а думать, как готовить учителя, который и будет сеять доброе и вечное. Сделать выводы и изменить хотя бы немного ситуацию в школах страны.