Найти тему

Павел Лебешев - оператор легендарных фильмов

Оператор, снявший легендарные фильмы, работавший с Сергеем Соловьёвым, Никитой Михалковым, Георгием Данелия и Ларисой Шепитько. Читайте о том, кто почти всегда оставался за кадром.

Павел Лебешев
Павел Лебешев

Павел Лебешев родился 15 февраля 1940 года в Москве, в семье кинооператора Тимофея Павловича Лебешева. После окончания школы в 1957 году отец привёл Павла Лебешева на киностудию «Мосфильм», где Павел начал работать сначала механиком, потом ассистентом оператора и вторым оператором. Работал на картинах «Звонят, откройте дверь», «Щит и меч» и других. Позже Павел Лебешев поступил на заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская А. Д. Головни), которое окончил в 1972 году.

Павел Лебешев
Павел Лебешев

В 1967 году в качестве оператора-постановщика снял киноновеллу «Ангел» (режиссёр Андрей Смирнов, по рассказу Юрия Олеши) в рамках киноальманаха «Начало неведомого века», но фильм был положен на полку и вышел на экраны спустя двадцать лет. Андрей Тарковский, увидев первую короткометражку Лебешева, позвал его поработать над первоначальным, неосуществлённым вариантом «Зеркала».

Кадр из фильма "Звонят, откройте дверь!" (1965, оператор - Павел Лебешев)
Кадр из фильма "Звонят, откройте дверь!" (1965, оператор - Павел Лебешев)

Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия, среди его работ – по-настоящему легендарные фильмы, любимые не одним поколением зрителей: «Звонят, откройте дверь» (1965), «Белорусский вокзал» (1970), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Наследница по прямой» (1982), «Кин-дза-дза!» (1986), «Асса» (1987), «Сибирский цирюльник» (1999), «Азазель» (2003) и многие другие.

Кадр из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977, оператор - Павел Лебешев)
Кадр из фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977, оператор - Павел Лебешев)

При съёмке фильмов Лебешев разработал собственное решение пластики кадра, имитируя хроникальную съёмку с рук, ретро-стиль, документальный стиль. Оператор прославился съёмкой большого количества так называемых длинных проходок, когда камера на определённой крупности сопровождает актёра, переходя во внутрикадровый монтаж. Лебешев активно применял в своей работе сверхширокоугольную оптику для создания определённого настроения и улучшения стабильности кадра при съёмке с рук. Запатентовал технологию «ДДЗ» (дополнительной дозированной засветки) для повышения общей светочувствительности и увеличения фотографической широты киноплёнки. Позднее на этот способ оптимизации характеристик плёнки коллективом соавторов получен патент № 1057919.

Кадр из фильма "Асса" (1987, оператор - Павел Лебешев)
Кадр из фильма "Асса" (1987, оператор - Павел Лебешев)