Режиссёр Татьяна Лиознова могла бы снять только «Семнадцать мгновений весны» и уже войти в историю советского кино. Но на её счету также «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и ещё несколько лент, без которых отечественное кино немыслимо. Однако последние 25 лет Лиознова не снимала вообще ничего. Виной тому провальный фильм, после которого Татьяна Михайловна навсегда отказалась от кресла режиссёра.
Картина «Конец света с последующим симпозиумом» появилась в середине восьмидесятых, когда обстановка в мире стабильностью не отличалась. В СССР уже понемногу начинались горбачёвские преобразования, но вопрос ядерной гонки стоял по-прежнему остро. Лиознова начала писать сценарий к ленте о отношениях СССР и США, который ей заказало Гостелерадио, однако неожиданно увидела пьесу американского драматурга Артура Копита. С неё всё и началось.
По словам Лиозновой, в пьесе она увидела американцев глазами американца и ей очень захотелось показать это и советской аудитории. Тогда она настояла на отказе от сценария, над которым работала, и взялась за «Конец света». Она сама написала по пьесе сценарий, ориентируясь на конкретных исполнителей.
Лиознова вообще предпочитала работать без проб и, как правило, заранее знала, кто будет играть ту или иную роль.
Однако на этот раз ей пришлось импровизировать, потому что артисты, которых она видела в главных ролях, были заняты, а ей не терпелось приступить к съёмкам. В итоге в картину попали Вадим Андреев, у которого уже был опыт съёмок, но во второстепенных ролях, дебютант Дмитрий Певцов, вообще не знакомый зрителю, Надежда Румянцева, которая после замужества снималось мало. Но были в «Конце света» и звёзды: Олег Табаков, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Евгений Весник, Эммануил Виторган.
Дурной знак Татьяна Михайловна получила прямо на съёмках: в один из дней буквально за камерой умер оператор Пётр Катаев.
Катаев был давним соратником Лиозновой, они начали работать вместе ещё в 1961 году на съёмках «Евдокии» и вместе сняли самые известные фильмы режиссёра. Действительно неожиданная смерть Катаева подкосила Лиознову, который было уже за 60. Тем не менее она, женщина сильная и волевая, решила ленту завершить. И сделала это. Но результат был катастрофичным.
После первого показа коллегам режиссёр поняла, что фильм не удался. По мнению Певцова, материал был изначально слабым, спасти его было крайне сложно.
Коллеги отозвались о новой работе более чем сдержанно, но самое главное – Татьяна Михайловна и сама понимала, что это провал.
Она приложила все усилия, чтобы лента не дошла до зрителей. По телевидению «Конец света с последующим симпозиумом» показали только один раз, благодаря Лиозновой он попросту исчез. Для режиссёра вся эта история стала ударом, после которого она так и не восстановилась. Фильм был снят в 1986 году, ушла из жизни Лиознова в 2011. За все эти годы она так ничего и не сняла и не написала ни одного сценария.
Любопытно, что сейчас многие последнюю работу Лиозновой переоценили и видят в ней проблематику, актуальную сегодня как никогда.
А вы считает «Конец света с последующим симпозиумом» концом славы Лиозновой?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296