Найти в Дзене

Теория. Возрастная психология. Предмет и проблемы

Возрастная психология - это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс развития ребенка и дает характеристику разных возрастных периодов. Возрастная психология и психология развития включают в себя несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. Здесь два акцента: на возрастных особенностях психики и на сам процесс психического развития.
Составляющими предмета возрастной психологии являются: Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронолог

Возрастная психология - это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс развития ребенка и дает характеристику разных возрастных периодов.

Возрастная психология и психология развития включают в себя несколько понятий:

1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. Здесь два акцента: на возрастных особенностях психики и на сам процесс психического развития.
Составляющими
предмета возрастной психологии являются:

  • изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
  • понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

  • закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
  • детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Проблемы современной возрастной психологии

Проблемой в науке называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

  • Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Вопрос о том, что больше определяет психическое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды.
  • Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?). Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.
  • Проблема соотношения и выявления задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему.
  • Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка.
  • Проблема касается сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике человека.

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы.