Найти тему
Белая Обезьяна

Такого отношения курьеры "Яндекс-Еды" не заслуживают

Недавно я разносил заказы в самом центре Петербурга. В двух шагах от Московского вокзала меня окликнул какой-то парень.

"Возьмите 10 рублей. Просто так" - говорит он и протягивает мне монетку.

"Нет, спасибо" - ответил я и пошёл дальше. Парень выглядел немного смущённым. А я - я просто спешил и вскоре забыл о нём. Но вечером, уже дома, вспомнил.

***

Про отношение к курьерам, доставляющим еду, я периодически упоминаю в своих заметках. Иногда дискуссии разгораются и в комментариях.

Нередко кто-то высказывает негатив, вызванный низким статусом этой профессии. Это отношение я понимаю, но не принимаю - скромнее надо быть, друзья, и доброжелательнее друг к другу. Мы, в большинстве своём, все на своих местах, и друг без друга нам будет тяжело, объединяться надо, а не разделяться, и не статусами меряться.

Но есть и другая крайность. Это я чаще вижу уже не "у себя", а в других местах интернета. Видеоролики с душераздирающими названиями в стиле "Жёлтое/зелёное рабство", где курьеры не могут сдержать слёз и разве что руки на себя не накладывают, а в конце ролика великодушный блоггер дарит им велосипед или денежную купюру. Статьи журналистов, которые "влезли в шкуру" курьера, поработав один день, и выдали шедевр о том, как у них устали ноги.

Типичный пример с Ю-туба. Благородный благодетель на фоне безмерной трагедии.
Типичный пример с Ю-туба. Благородный благодетель на фоне безмерной трагедии.

У зрителей и читателей этого "творчества" формируется представление о курьерах, как о бедных и несчастных невольниках, попавших в какую-то кабалу и обречённых с утра до вечера таскать для других еду, самим оставаясь вечно голодными. В людях просыпается жалость к курьерам. Жалость - далеко не самое светлое чувство, скажу я, хоть и не каждый со мной согласится. Жалость искажает верный взгляд не только на объект этой самой жалости, но и на своё собственное "местоположение" относительно этого объекта.

Знаете, кстати, где я последний раз встречал такое отношение? В армии. Я служил почти 15 лет назад, когда "срочка" ещё была два года, а котлет и послеобеденного сна там ещё не было. Солдат - это уже вполне соображающий и способный за себя отвечать здоровый лоб; и, давайте начистоту, - это ещё и очень хитрое животное. Без обид, я же и про себя тогдашнего это пишу.

Но стоило солдату попасть за забор, каждый прохожий норовил угостить его половиной пачки сигарет, каждая женщина - накормить; помню, как нас строем водили в город на спектакль и в фойе театра некоторым из нас тихонько совали деньги в карманы.

Последний раз с таким отношением я сталкивался во время службы в армии.
Последний раз с таким отношением я сталкивался во время службы в армии.

Курьер - это даже не солдат. Он находится в этом качестве добровольно. У нас свободный график, низкие требования к квалификации и, при таких требованиях, неплохая оплата - не гигантская, но и не мизерная; у меня, например, за последний месяц средняя оплата в час не опускается ниже 200 рублей. Курьеры - это взрослые адекватные люди, хозяева своей судьбы, обладающие волей изменить своё положение или сохранять его.

***

Жалость - это не то, что вы должны чувствовать к курьерам и "10 рублей просто так" им не нужны.

"Жёлтое рабство" - это не что-то отдельное, а часть нашего общего, одного на всех, капиталистического рабства. Мы все завоевания в области трудовых отношений и социальных гарантий легко поменяли на промокоды и возможность шабашить в свободное время. Я в этом участвую наравне со всеми и разделяю эту коллективную вину.

Увы, такое положение дел будет продолжаться и усугубляться. Видимо, мы, как общество, должны этим переболеть. Но есть другие люди, умнее меня, которые пишут об этом более профессионально и полно - а я на этом закончу.

Приятного аппетита.

Другие заметки по теме: