Территория Комсомольской площади расположена на месте существовавшего здесь Каланчевского поля, а место под Ярославским вокзалом в конце XVII века было в распоряжении Нового полевого артдвора: со своим заводом, складом пушек и ядрами для них.
На вторую половину девятнадцатого века приходится время бурного строительства железных дорог Российской империи. Не осталась в стороне и северо-восточное направление.
Профессор Федор Чижов, преподававший в то время математику в Московском Университете, предложил протянуть железнодорожные пути до Ярославля.
Будущего великого теоретика промышленного и торгового развития Российской империи поддержали московские купцы. Среди них был состоятельный и предприимчивый Иван Мамонтов, отец мецената и промышленника Саввы Мамонтова.
По рекомендации того же Чижова, из Петербурга был выписан архитектор Р.И. Кузьмин для строительства пассажирского железнодорожного вокзала.
В 1862 году на Каланчевской площади (нынешней Комсомольской) выросло первое здание Ярославского вокзала, которое построили рядом с Красным прудом и на одной линии, согласно регламенту казенных сооружений, с уже стоявшим Николаевским вокзалом (в наши дни – Ленинградским вокзаломМосквы).
Строение получилось небольшим, но, выполненное в строгих линиях, смотрелось изящно и по-деловому просто. Венчал здание вокзала флагшток с ведомственным флагом.
Помимо пассажирского вокзала, станционный комплекс вобрал в себя вагонный сарай и паровозное депо, куда по окончании строительства прибыло 8 первых паровозов немецкой фирмы Борзиг.
Железнодорожные пути, на начальном этапе развития этой ветки, тянулись почти на 70 верст от Ярославского вокзала до Сергиев Посада. Общее количество станций, вместе с конечными, всего 6.
Здание Ярославского вокзала простояло без изменений до 1900 года.
К этому времени железная дорога из частной превратилась в казенную, перейдя под крыло Министерства финансов. К дороге присоединили участки Шуйско-Ивановской, Ярославско-Рыбинской, Ярославско-Костромской и Александровско-Ивановской железных дорог.
Увеличившийся пассажиропоток потребовал значительных изменений на Ярославском вокзале.
Основное здание подросло до двух этажей. Рядом с ним появилась пристройка. Но все эти меры были недостаточны – столице нужен был совершенно новый вокзал.
Строительство современного комплекса Ярославского вокзала
Проект поручили разработать архитектору Федору Шехтелю. Федор Осипович прекрасно справился с задачей. Его работа получила единогласное одобрение во всех инстанциях, в том числе и у Николая II.
Работы начались лишь весной 1902 года. К этому времени, с января месяца, Ярославская дорога перешла в ведомство путей сообщения Российской империи.
При строительстве нового здания Ярославского вокзала архитектор Шехтель широко использовал новые в те годы строительные материалы: металлоконструкции, железобетон, облицовочную плитку. Эти новшества позволили значительно сэкономить денежные средства и уменьшить время возведения всего комплекса.
1906 год – год окончания строительства.
Здание намного превышало своими размерами предыдущее и было выстроено в модном неорусском стиле. Фронтон здания украшали гербы крупных городов, которые были связаны путями Ярославской железной дороги: Архангельск, Москва и, конечно, Ярославль.
Перрон вокзала реконструировали немного позже, в 1910 году. Автором этого проекта стал талантливый архитектор Кекушев Л.Н.
Реконструкция Ярославского вокзала
Первую реконструкцию вокзала провели в 1965-1966 годах. Помимо восстановительных работ, перрон перегородили стеклянной стеной.
В 1995 году здание вокзала подверглось значительным преобразованиям.
В первую очередь провели перепланировку помещений, увеличив тем самым количество обслуживаемых железнодорожных пассажиров. Кассовый зал перенесли на первый этаж, а на его месте, на втором этаже, устроили зал ожидания с площадью под полторы тысячи квадратных метров. Строители отреставрировали колонный зал и галерею.
В настоящее время перрон станции занимают 16 железнодорожных путей. Шесть из них предназначены для пассажирских составов дальнего следования, 8 обслуживают пригородное сообщение Московского региона, а 2 пути выделены под поезда Спутник.
От стен Ярославского вокзала пассажирские составы отправляются через всю страну по Транссибирской магистрали, соединяя Москву с Владивостоком и Россию с Китаем, Монголией и Корейской Республикой.
Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ