Найти тему
Сергей Мухин

Система зажигания снегохода Рысь.

Сергей Мухин·14 янв в 22:40

Введение.

Снегоход «Рысь» выпускался на Уфимском моторостроительном производственном объединении до 2007 года. Затем, используя остатки выпущенных деталей со складов, данные снегоходы продолжили собирать вплоть до 2009 года. После чего производство и сборка были окончательно свернуты и данный снегоход стал историей. Замечательной и позорной историей Российского машиностроения.Последняя модель снегохода «Рысь МП» была удостоена очень надежной и доступной шестеренчатой коробки передач. Инженерами завода предпринимались нововведения по факту улучшения снегохода и его характеристик. Были разработаны двухтактные двухцилиндровые двигатели с водяным охлаждением. Одной из последних разработок был двухтактный трехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением объемом 650 см3, применявшийся также на опытных моделях водного мотоцикла ВМ-650, так и не пошедшим в серию.

Выпуск снегоходов был свернут, но в Российской Федерации в настоящее время продолжает использоваться большое количество снегоходов под маркой «Рысь». При правильной настройке частей и механизмов, данный снегоход не доставляет владельцам никаких хлопот. Однако много кто обращается за помощью для вновь приобретенного снегохода, по причине того, что предыдущий хозяин, не зная, мог установить в него несистемные запчасти.

В данной статье мы рассмотрим одну из систем снегохода. В руководстве по обслуживанию и ремонту снегохода «Рысь», конечно же, всё описано. Но имеются небольшие тонкости, которые часто приходится повторять новым владельцам, и при соблюдении данных рекомендаций снегоход больше не доставит проблем.

Система зажигания.

Система зажигания снегохода «Рысь» устроена довольно таки несложно. Представляет собой электронное зажигание и состоит из магдино, коммутатора зажигания, катушки зажигания, высоковольтных проводов, колпачков свечей зажигания и свечей зажигания. Мы будем рассматривать систему зажигания производящейся Московской компанией «Флэймз».

Магдино 26.3749
Магдино 26.3749

Состоит из силуминового корпуса, на котором установлены катушки освещения в количестве 3 штук и катушки зажигания, в которой находится обмотка сигнальной катушки и обмотка катушки питания коммутатора. От катушек освещения, соединенных последовательно, выходят два белых провода. Белые провода соединяются с системой освещения снегохода.

Компания «Флэймз» выпускает для этого регулятор напряжения 304.3702, либо аналоги производства РПЗ г. Рыбинск

Регулятор напряжения 304.3702
Регулятор напряжения 304.3702

С магдино также выходит ещё один кабель, состоящий из трех проводов. Это кабель системы зажигания двигателя. Кабель состоит из трех цветных проводов – красного, черного и желтого. Красный и черный провода выходят из катушки и питают переменным напряжением коммутатор зажигания. Желтый провод - это провод, выходящий из сигнальной катушки, который наводит ЗДС для сигнала коммутатору, который в свою очередь по этому сигналу формирует импульс для катушки зажигания (о чем далее). Черный провод общий для обеих катушек.

Сигнал с катушки зажигания на холостых оборотах двигателя и на повышенных оборотах имеет разные формы:

Сигнал с катушки зажигания на холостых оборотах двигателя
Сигнал с катушки зажигания на холостых оборотах двигателя
Сигнал с катушки зажигания на повышенных оборотах
Сигнал с катушки зажигания на повышенных оборотах

При установке магдино в посадочное место картера двигателя можно установить корпус на крепежные винты и предусмотреть зажим винтов в таком положении, чтобы винты находились в крепежном пазу на 2/3 слева и 1/3 справа. Такое положение обеспечит владельцу точное опережение зажигания без дополнительной установки с использованием стробоскопа.

Коммутатор

Коммутатор 84.3734-01
Коммутатор 84.3734-01

Коммутатор имеет на выводах 5 разноцветных проводов. Красный и черный соединяются с катушкой питания коммутатора. Зеленый (желтый) провод соединяется с желтым (зеленым) проводом, выходящим из жгута магдино. Голубой провод соединяется со входом катушки зажигания. Белый провод соединяется с массой снегохода. Формирование угла опережения зажигания заложено в алгоритм работы коммутатора и поддерживается автоматически.

Катушка зажигания

Катушка зажигания 3012.3705
Катушка зажигания 3012.3705

Катушка двухвыводная, сухая, герметизированная компаундом. Данная катушка использовалась на инжекторных двигателях ЗМЗ-406. В простонародии называется «Волговская катушка». Для зажигания «Флэймз» изготовителем рекомендуется именно эта катушка. Многие «специалисты» говорят, что катушка не имеет никакой разницы и соединять на зажигание снегохода можно любую ТЛМ-1, ТЛМ-2, ТЛМ-3, 4412.3705 (Оковская катушка), 406.3705 и проч. Но эти катушки имеют параметры не отвечающие конструктивным для зажигания компании «Флэймз». В систему зажигания «Флэймз» устанавливается именно катушка зажигания 3012.3705! Не вдаваясь в теорию процессов, поверхностно затронем один из них и попробуем рассказать, так сказать «на пальцах». Катушки зажигания имеют конструкцию трансформатора и их прямая задача повышать напряжение сигнала с коммутатора до необходимого напряжения пробоя воздушного зазора на свече зажигания для воспламенения бензовоздушной смеси в камере сгорания двигателя. Поступая на первичную обмотку катушки зажигания, напряжение порядка 22-28 вольт (В) трансформируется (повышается) до 25-30 киловольт (кВ). Наряду с процессом трансформации в катушке происходит запасание напряжения и часть этого напряжения возвращается в коммутатор.

Выходные каскады коммутатора шунтируют это напряжение. Данное (паразитное) напряжение с катушки зажигания 3012.3705 имеет самый низкий показатель. Выходные каскады коммутатора справляются с ним без выхода из строя. С катушек зажигания других марок паразитное напряжение имеет весьма высокий показатель и в ряде случаев выводит коммутатор из строя. Используя катушки зажигания не рекомендованные предприятием изготовителем, владелец обрекает себя и свой снегоход на внезапный выход системы зажигания из строя. Риск выхода из строя системы зажигания, может повлечь весьма неприятные последствия. На снегоходе за несколько минут можно уехать очень далеко, а возвращаться придется по глубокому снегу очень долго.

Высоковольтные провода.

-7

Мало кто относится к данному вопросу серьезно. Но именно в высоковольтных проводах возможно нарушение корректной работы зажигания и двигателя в целом. Высоковольтные провода должны иметь медную жилу, которая не должна иметь электрического сопротивления!

Многие ставят высоковольтные провода от автомобилей, имеющие силиконовую или даже многослойную изоляцию. Проводники в таких проводах часто изготавливают по специальной конструкции из нихромовых, манганиновых или углеволоконных проводников. Такие провода имеют, как правило, электрическое сопротивление порядка 8 килоОм (кОм). Высоковольтные провода в системе зажигания снегохода «Рысь» с зажиганием «Флэймз» используются только с медным многожильным проводом, не имеющим сопротивления электрическому напряжению.

Колпачки свечей зажигания.

-8

Мы подошли к важному выбору элемента зажигания, насвечному колпачку. В продаже имеется большой выбор данного элемента системы зажигания двигателя снегохода «Рысь». Но нужно иметь в виду, что в колпачках реализованы две системы: с резистором и без резистора. Колпачок свечи зажигания, содержащий в своей конструкции сопротивление, имеет номинал от 4,7 до 5,6 кОм. Это сопротивление необходимо для формирования искрового разряда в свече зажигания. Но существует ошибочное мнение о том, что оно необходимо только для того, чтобы не возникало помех в электроприборах. Что, убрав сопротивление из системы искрообразования, мы повысим искру и снегоход “превратится в ракету”. Но это - полное незнание электротехники, и данный факт ведет к нарушению воспламенения топлива (о чем ниже).

Свеча зажигания.

Свеча зажигания NGK B9ES (без резистора)
Свеча зажигания NGK B9ES (без резистора)

Мы подошли к конечному элементу системы зажигания снегохода «Рысь». Свеча зажигания, устанавливаемая в двигатель снегохода, должна отвечать следующим параметрам: калильное число – 23 (Холодная свеча), диаметр резьбы 14 мм, размер 6-гранного ключа - 20,8 мм, длина резьбы – 19 мм, центральный изолятор не должен выступать за край резьбы (должен быть внутри). Зазор между электродом должен быть 0,5-0,6 мм. Теперь вернемся к электрическому сопротивлению. Если колпачок имеет в своём составе сопротивление (резистор), то свеча не должна содержать резистор в себе. Если же колпачок не имеет резистора, то резистор должен быть в свече зажигания. При выборе свечей зажигания нужно иметь в виду этот факт.

Теперь вкратце затронем тему, для чего же нужно сопротивление в системе искрообразования.

Рассмотрим имитированный график формирования искры.

Имитированный график формирования искры
Имитированный график формирования искры

А – время заряда катушки зажигания. Б – импульс пробоя. В – время горения искровой дуги.

Пробой возникает при размыкании первичной цепи катушки зажигания. При этом в ней возникает напряжение самоиндукции, которое приводит к быстрому нарастанию напряжения на вторичной обмотке. Напряжение увеличивается до тех пор, пока не превысит напряжение пробоя воздушного зазора. Участок «А». Длительность пробоя составляет порядка 10-20 микросекунд (мкс). Участок «Б». Следующий участок «В», характеризует горение искровой дуги, т.е. протекание постоянного тока в зазоре свечи. Напряжение горения составляет порядка 1-2 кВ. Энергия, запасенная в катушке, расходуется на пробивание искрового зазора свечи и на поддержание горения искры. Чем выше пробивное напряжение, тем меньше длительность горения искры, а следовательно хуже поджигание топлива. Либо вообще отсутствие воспламенения. И наоборот, при низком напряжении пробоя время время горения увеличивается, но это свидетельствует об уменьшенном зазоре в свече и снижении взаимодействия искры с топливной смесью, что также приводит к снижению вероятности поджигания топлива.

Коммутатор зажигания формирует отрицательный сигнал напряжением 22-28 В с частотой следования сигнала 38-42 мс.

График сигнала коммутатора
График сигнала коммутатора

Данное время следования сигнала достаточно для накопления напряжения катушкой зажигания, пробоя воздушного искрового зазора и поддержания горения искровой дуги. В случае нахождения сопротивления 5,6 кОм на пути от катушки зажигания до воздушного зазора свечи, катушка зажигания накапливает достаточное количество энергии (участок «А»), при этом формируется пробивное напряжение 25 кВ (участок «Б») и поддерживается время горения искровой дуги 2-2,5 мс (участок «В»). Проще говоря, сопротивление немного снижает пробивное напряжение до 25 кВ, в тот же момент постепенно отдает запасенную энергию в катушке и поддерживает горение искровой дуги 2-2,5 мс.

Если сопротивление будет отсутствовать вовсе, то график будет выглядеть следующим образом:

-12

Как мы видим, пробивное напряжение будет гораздо выше, порядка 34-37 кВ. Режима поддержания горения искровой дуги не будет вовсе. Процесс поджигания смеси будет ограничен ниспадающей от участка «Б». Поджигание смеси будет затруднено и не будет проходить полностью из-за отсутствия участка горения искры.

Рассмотрим также случай, когда владельцы снегохода, основываясь на неверных суждениях, устанавливают не соответствующие компоненты, такие как: силиконовые провода (8 кОм), колпачки с сопротивлением (4,7 кОм) и свечи зажигания (5,6 кОм). В итоге получаем порядка 16-20 кОм.

График искрообразования будет выглядеть примерно так:

-13

Комментарии не внушают уверенности в качественном воспламенении. Искрообразование (пробой) имеет весьма низкий уровень, горение хоть и поддерживается, но с ниспадающей и на очень низком уровне, что крайне недостаточно для поджигания смеси.

Результатом не полностью сгорающей топливовоздушной смеси является большое количество нагара, детонация двигателя, нагар в выхлопных газах, ведущий отложения нагара в резонансной трубе и изменяющий расчетные параметры выхлопа. Данный факт ведёт к потере мощности, неспособности снегохода развить высокие обороты двигателя, воспламенению выпускной смеси в резонансной трубе и прогару выпускного коллектора и резонансной трубы. Прогар поршня. Нарушение теплового баланса двигателя и перегрев. Пропуски зажигания.

Вот так выглядит график пропусков зажигания:

График пропусков зажигания
График пропусков зажигания

Так же, хочу обратить внимание на то, что УМПО было выпущено два варианта картеров, основное отличие, это крепление основания магдино, а также сам маховик.

На фото показано, какой маховик должен быть, при определенном креплении основания магдино к картеру.

Картер и маховик снегохода Рысь первых годов выпуска
Картер и маховик снегохода Рысь первых годов выпуска

Картер и маховик снегохода Рысь
Картер и маховик снегохода Рысь

В 99% этот вариант будет работать. Причина в том, что многие этого не учитывают и потом сталкиваются с проблемой запуска двигателя. Самый явный симптом, что у вас не тот маховик, это то, что двигатель заводиться в обратную сторону, либо вообще не заводиться.

Были картера на которых имелись отливы для обоих вариантов расположения основания магдино.

Если у вас нет возможности заменить маховик, то тут придеться проделать вот эту процедуру:поменять начало и конец обмоток катушки заряда (красный и черный провод в штекерной колодке) и начало и конец обмотки датчика. Для этого необходимо перекусить лепесток минусового проводника, выходящего из катушки, ни в коем случае не откручивая винты крепления катушек, припаять провод (удлинить) и вывести его к зеленому проводу коммутатора 84.3734-01, а штатный провод (желтый или зеленый) магдино от обмотки датчика подключить на массу.

Из всего выше сказанного, подведем итог. Необходимо применять систему зажигания двигателя УМПО-432, установленного в снегоходе «Рысь-440», в соответствии с рекомендованной выше. Необходимо строго соблюдать наличие одного сопротивления (резистора) на участке катушка зажигания-свеча зажигания. Ни в коем случае не применять рекомендации наплевательски относиться к зажиганию снегохода «Рысь». При правильном отношении к своей технике она будет служить Вам долго и надежно!

Всем «Рысистам» удачи и достаточного снега под гусянкой!

Авторы используют на своих снегоходах «Рысь»:

- магдино 26.3749 «Флэймз»;

- коммутатор 84.3734-01 «Флэймз»;

- регулятор напряжения 304.3702 «Флэймз»;

- катушка зажигания 3012.3705 МЗАТЭ-2;

- высоковольтные провода ЗИЛ-130;

- колпачки на свечи NGK TB05EMA (8636 black 5 kOm);

- свечи зажигания NGK B9ES (2611).

Евгений Платонов г. Уфа©

Сергей Мухин г. Рыбинск©