Во всём мире до сих пор самым эффективным и, как ни странно, гуманным способом наказания и испрвления людей, совершивших преступления является тюемное заключение.
На сегодняшний момент цели такого подходав том, чтобы наказать человека, изолировать его от общества на время, достаточное для того, чтобы его сломать и отбить возможность совешить преступление.
Проблемы в том, что времена давно изменились, а пенитенциарная система - нет.
В первой половине XX века тюьма (назыайте лагерем, если угодно) была не только средством наказания за бандитизм и коррупцию, но ещё и средством классовой борьбы. Тюрьма использовалась повсеместно, а потому являлась так же средством государственного террора: запугивания граждан с целью песечь инакомыслие. На первых порах это получалось.
Во второй половине ХХ века общество сильно изменилось. Появился запрос на совершенствование общества, а потому наказательные институты стали именоваться исправительно-трудовыми учреждениями. Предполагалось, что люди там могли социализироваться, приучиться к честному труду и даже получить образование и профессию.
И советская власть много сделала для этого.
И только в конце ХХ века у человечества (ладно, у половины человечества) появился запрос на гумнизм.
В Российской федерации гуманизм в местах лишения свободы реализован в существовании церкви, возможности заключить брак и праве работать по желанию. Больше ничего особенного добавлено не было.
Отсутствие гуманизма, с одной стороны понятно: это ведь неправда, что там все сидят ни за что. Там сидят воры, грабители, насильники, убийцы. Там своя иерархия, гомосексуальные отношения считаются нормой, чай и сигареты - валютой, а жизнь человеческая стоит куда меньше, чем на свободе.
В переходный период, в начале ХХI века в тюрьму сажали за всё, что угодно. Оно и понятно, жизнь менялась и то, что раньше считалось преступлением - стало вполне легальным.
Конечно, скажет читатель, вор должен сидеть в тюрьме. Должен то должен, отвечу я, но не должен получать знания, закрепляющие его преступление, превращающие его из "любителя" в профессионала.
Тюрьма криминализирует человека, фактически не оставляя ему выбора будущей профессии. И эта профессия часто становится криминальной.
Стоит признать, что остаётся повод для некоторой бровады, особенно в молодом возрасте, когда освободившийся молодой человек учит жизни и самоутвеждается перед всеми, до кого в состоянии дотянуться.
Вот потому следует расширить список преступлений, за которые вовсе не предусмотрено тюремное заключение, а лишь обязательные работы.
За мелкое и неопасное для общества преступление наказание должно быть общественно полезным, позорным для "вора" и исключающим криминализацию. Наказанный человек даже гипотетически не должен иметь романтического ореола, равно как не должен терять социализацию.
В свете того, что часто преступления совершаются людьми, чьё окружение ведёт асоциальный образ жизнни, необходима система социализации таких людей: анализ их поведения и причин, приведших к преступлению, обазование, получение ими профессии, помощь в получении жилья.
Такой вид наказания, как обязательные работы присутствует в Кодексе давно, однако после крушения советской власти был утерян полноценный механизм его реализации (его необходимо было непрерывно развивать) и отсутствует до сих пор.
Что же касается тюрем, как средств лишения свободы, то они необходимы для реализации наказаний только за тяжкие преступления, хотя пересмотр концепции мест лишения свободы тоже уже давно назрел.