Вчера наткнулась в свежем Cosmo на статью, где женщина в красках описывает, что с ней происходило после рождения ребёнка. После нескольких! лет лечения она со своими подругами-единомышленницами создала не только страницы в разных социальных сетях, а даже выкупила домен и теперь у них целый портал для женщин с послеродовой депрессией. Таких историй я слышу всё больше. Да и психологи, основное направление деятельности которых связано с подобными депрессиями, стали мелькать среди моих знакомых. Проблема приобретает прямо планетарные масштабы! Поэтому я не могу не обсудить её с вами. Интересно услышать мнения людей по этому вопросу.
Итак, вернёмся к девушке, изливающей душу в статье. Как выглядит история после прочтения со стороны. Краткая версия, так сказать. Влюблённые молодые люди женятся, начинают жить вместе, решают, что хотят детей. У них нет проблем с жильём, у обоих хорошая работа, понимающие друзья, готовые в любой момент поддержать родители (с обеих сторон, что нечасто встретишь), им не по 18-20 лет, они успели поработать после получения образования, достаток в семье выше среднего. Наступает день икс, в семье появляется ребёнок.
И вот тут, пожалуй, единственное, к чему можно прицепиться, на мой взгляд. Это несовершенство родильных домов в России. В Москве зачастую вообще роды похожи на конвейер, если они не платные. Я знаю, о чём говорю. Мне самой в своё время предстоял выбор - рожать в Москве бесплатно или другом городе платно. И бесплатные роды в другом городе не многим лучше бесплатных в Москве, только людей меньше. Я осознанно пошла на этот выбор. У моей дочери не стоит в графе города рождения "Москва", хотя она там с рождения прописана. Зато я смогла себе позволить рожать платно. И вот почему это важно. Я сейчас не ругаю врачей. К счастью, в России много хороших врачей. И техника в большинстве роддомов уже хорошая, современная, и ремонты часто проводятся. А молодым родителям, прописанным в Москве, вообще предлагается отличный социальный пакет: от выдачи "младенческой корзины" уже в женской консультации до хороших выплат и на 80% процентов покрывающей потребности ребенка, в первый год жизни во всяком случае, молочной кухни (там дают и пюрешки, и каши, и творог и чего только не дают, каждый месяц, нам это очень помогало финансово). Есть и другие регионы с хорошей молочной кухней.
Но вернёмся к тем 2 минусам, которые неизбежны: конвейерность и отсутствие контакта с ребёнком в первые дни после рождения. Минусы конвейерности, я думаю, понимают все. Когда в день проходит столько родов, а потом всех везут в одну палату, а детей забирают от матерей и привозят в другую, где даже очень хорошие врачи не всегда успеваю проследить многие моменты, и где всё равно ребёнок остаётся один на один со своими переживаниями. А привозят детей только кормить. Бесплатных отделений, где дети вместе с мамами с рождения, почти нет. Я лежала в платной палате. Ребёнок был со мной. Мы с первого дня знакомились и учились быть вместе. Приходили врачи и медсёстры, которые учили, как кормить (это у нас получилось само собой с первого раза, но врач полезный), быстро менять подгузник, делать гимнастику лёгкую и т.д. Брали все нужные анализы и делали прививки, объясняли, как и что, отвечали на разные вопросы. Во время родов муж тоже был со мной, и потом в палате тоже с нами проводил время, и его тоже учили памперс менять и т.п.. И это было безопасно в плане чистоты, потому что он был одет почти как хирург каждый раз, не меньше, чем во время родов.
И вот тут и вскрывается одна из причин той самой послеродовой депрессии. Все мы разные по внутренней силе воли люди. Кто-то готов ради других на многое, кто-то более эгоистичен. Кто-то может собрать волю в кулак и заставить себя что-то сделать, а кого-то надо пинать и поддерживать. Вот такие немного инфантильные, эгоистичные и по жизни растерянные мамы и в падают в "послеродовую депрессию". На мой взгляд её нет, как таковой, а есть внутренняя слабость и нежелание начинать новую жизнь, неосознанный выбор материнства, желание плыть по течению и ничего не делать для достижения цели. Такие мамы, когда решают родить, не осознают, к чему им нужно быть готовой, а кто-то вообще изначально рожает для галочки, потому что так надо, если уж ты вышла замуж. А бывают, к сожалению, и случаи, когда ребёнок стал полной неожиданностью и тут уж, действительно, мам упрекнуть не в чем, потому что они и не скрывают, что были не готовы. И вот женщины приходят в роддом, чтобы стать мамами, а детей у них почти сразу забирают. Кормить не у всех сразу получается. Сам процесс родов очень болезненный, а иногда и полу смертельный. Часто роды дают разные осложнения или порождают швы, растяжки и прочее. Итог своих мучений ты видишь пару раз в день урывками. Дальше выписка. Твоя жизнь изменилась, твоё тело стало другим. Мужья часто начинают прятаться на работе, а если не прячутся, то всё равно кажется, что помощи мало, потому что надо привыкнуть к потребностям ребёнка после выписки из роддома. Даже настроенная на позитив женщина может стать грустной в такой ситуации. И вот тут жизнь как лакмусовая бумажка проявляет тех самых инфантильных женщин без внутренней ответственности.
Вернёмся к статье из Cosmo. Там у женщины была полная чаша средств и людей, готовых помочь ей с ребёнком и способами отвлечься, но через две недели после родов она едет лечиться. Сидит на антидепрессантах и чуть что бежит лежать в больницу, типа устала от бремени материнства. Мужу приходится увольняться, он растит ребёнка до полугода сам, благо бабушки-дедушки обеспечивают. При этом жена продолжает сидеть в декрете, лёжа при этом в лечебнице и болтая с разными мозгоправами, и видя ребёнка только раз в полгода. Потом её расстраивает, что ребёнок её не узнаёт, она снова пролечивается. Потом декрет заканчивается и она выходит на работу и пытается контактировать с ребёнком, который первое время воспринимает её, как чужую тётю. Всё это время она не слезает со стимуляторов. Давайте, закидывайте меня тапками, но, наверное, сами догадываетесь, что я думаю о такой ситуации...
У нас сейчас модно все свои проблемы и неудачи прикрывать депрессиями, СДВГ и прочими вещами. Почему-то раньше таких проблем не было, а если были, то люди своими силами справлялись, потому что знали, что знакомые их не поймут, а проблемы вроде послеродовой депрессии были популярны только при дворе во времена Марий-Антуанетт.
Что я думаю о проблеме послеродовой депрессии: тут три кита, на которых она нарисовалась. Первое - недостаток контакта и обучения общения с детьми в роддомах. Может, тогда и отказов от детей было бы меньше, и депрессий уж точно. Второе - нужно освещать такие проблемы с разных сторон (сторона жертвы - самая простая), а то у нас сейчас феминистки, которые хотят приятных льгот от мужчин, а там, где невыгодно, они феминистки, у нас мамы, которые хотят быть мамами, но при этом детям даже дома (ладно, ещё отвлечь в дороге или поликлинике) чуть что суют планшет вместо книжки или включают мультики вместо совместной игры и прогулок. Вы молодцы, что боретесь за свои права и любой имеет право на слабость, но слово "ответственность" никто не отменял. Третье - ребёнок должен расти в семье. Что это значит? Есть хорошая реклама "агуши" или ещё чего-то, где говориться, что главная работа родителей начинается после официальной работы (имеется в виду офис, завод или т.п.). Папы должны участвовать в жизни ребёнка, так же как бабушки и дедушки, крёстные, тёти и дяди (если у вас близкие отношения с братьями и сёстрами), а если их всех нет, то у мамы должна быть возможность прийти в какой-нибудь центр социальной поддержки, для мам одиночек (в полном смысле этого слова) таких мест очень не хватает: а, ведь там она могла бы познакомиться с такими же одинокими мамочками и они бы поддерживали друг друга как сёстры, или работники центра поддерживали бы эту семью своей работой. При этом мамы не должны искать в помощи семьи или таких центров лазейки, чтобы "сбагрить" ребёнка, а самой заниматься самосовершенствованием и отдыхать. Иначе весь смысл теряется. Но создавать порталы для постоянной переписки вроде "меня всё достало", "ребёнок - зло", "я такая несчастная и у меня депрессия", к чему призывают активистки легализации послеродовой депрессии, это не выход, уж точно.
А что думаете о послеродовой депрессии вы?