Найти в Дзене
Рокет

«Привет, я глухая и работаю в банке!»

По данным ВОЗ, в мире живёт 466 млн людей (это больше 5% всего населения планеты), которые страдают от инвалидизирующей — когда хотя бы одно ухо теряет 30-40 Дб в чувствительности — потери слуха. Это как раз громкость обычной неторопливой беседы. Как живётся в абсолютной тишине? Насколько трудно глухим найти работу? Могут ли глухие слушать музыку? Нормально ли использовать слово «глухой»? Рассказывает Маша Соловьева, которая не слышит с рождения. Как правильно называть людей, которые ничего не слышат? Существуют самые разные варианты того, как корректно называть глухих. Издание «Такие дела» предлагает целый набор вариантов: слабослышащий человек, неслышащий человек, человек с потерей слуха, человек с инвалидностью по слуху и человек, пользующийся жестовым языком. Мне кажется, куда легче просто называть нас глухими без заумных слов. Длинные и неудобные слова. Зачем? Главное не путать слабослышащих и глухих. В чём разница? Глухой (или неслышащий) — это человек с нарушением слуха, из-за
Оглавление

По данным ВОЗ, в мире живёт 466 млн людей (это больше 5% всего населения планеты), которые страдают от инвалидизирующей — когда хотя бы одно ухо теряет 30-40 Дб в чувствительности — потери слуха. Это как раз громкость обычной неторопливой беседы. Как живётся в абсолютной тишине? Насколько трудно глухим найти работу? Могут ли глухие слушать музыку? Нормально ли использовать слово «глухой»? Рассказывает Маша Соловьева, которая не слышит с рождения.

Больше 5% всего населения планеты страдают от инвалидизирующей потери слуха.
Больше 5% всего населения планеты страдают от инвалидизирующей потери слуха.

Как правильно называть людей, которые ничего не слышат?

Существуют самые разные варианты того, как корректно называть глухих. Издание «Такие дела» предлагает целый набор вариантов: слабослышащий человек, неслышащий человек, человек с потерей слуха, человек с инвалидностью по слуху и человек, пользующийся жестовым языком.

Мне кажется, куда легче просто называть нас глухими без заумных слов. Длинные и неудобные слова. Зачем? Главное не путать слабослышащих и глухих.

В чём разница?

Глухой (или неслышащий) — это человек с нарушением слуха, из-за которого он не может воспринимать даже речь. А слабослышащий — это тот, кто более или менее может говорить и слышит разные звуки. Впрочем, к удивлению многих, глухие тоже умеют разговаривать.

Что? Умеют разговаривать?

Конечно, правда, не всегда получается похоже на обычную разборчивую речь. Мы просто говорим, как есть. Мы не знаем, говорим громко или тихо. Только примерно представляем благодаря вибрациям голоса. Ну и конечно, мы не знаем, правильно ли мы произносим звуки, поскольку просто не слышим себя. Отсюда и невнятность. Для нас главный критерий понятной речи — понимает ли нас собеседник.

Мы не знаем, правильно ли мы произносим звуки, поскольку просто не слышим себя. Отсюда и невнятность.
Мы не знаем, правильно ли мы произносим звуки, поскольку просто не слышим себя. Отсюда и невнятность.

Если у ребёнка врождённая глухота, ему обязательно нужны детский сад и школа, где есть опытный логопед — с ним проще научиться говорить и улавливать звуки с помощью слухового аппарата.

Разговоры — это стресс?

Сама я разговариваю со слышащей бабушкой голосом и иногда жестами, если она не поймёт меня. В магазине иногда приходится просить пакет. Я могу это сказать, но невнятно. Из-за этого я обычно стесняюсь говорить, потому что слышащий человек будет гримасничать при моем «голосе» или переспрашивать. Мне становится неловко.

Из-за этого часто используют понятие «глухонемой». Ведь человек не слышит и не говорит. Это я понимаю. Но есть и глухие, которые могут нормально говорить: они ходят к хорошему логопеду или живут и общаются в обществе слышащих. У них больше развита речь и дикция. А те, кто живут среди глухих и постоянно пользуются жестами, почти не могут говорить. Разве что «да», «нет», «привет», «пока», «понятно».

Получается, вместо устной речи — текст?

По большей части. Если мне нужно что-то спросить — я просто пишу заметку, подхожу к человеку, говорю, что я глухая и показываю ему телефон, чтобы он прочёл и ответ написал там же.

-3

Тем не менее, у многих глухих есть трудности с грамотностью. Особенно, если неслышащий ребёнок рождается в семье слышащих. Родители просто не знают, что делать в такой ситуации и отдают его в специальный детский сад в надежде, что это поможет. Но это не так. Воспитателям не хватает либо времени на каждого, либо квалификации. В школах тоже нет подходящей методики, просто заучиваешь правила, а об их связи с реальной жизнью никто особо не беспокоится.

Мое личное мнение: в таком случае очень важно читать книги. Они помогают развиваться и здорово пополняют словарный запас. В фоновом режиме запоминаешь, как пишутся слова, как и где ставятся знаки препинания. Но многие не любят читать, отсюда и ошибки.

Как люди реагируют, когда узнают, что ты не слышишь?

Бывают ситуации, когда слышащие прямо-таки теряются, едва узнав, что перед ним глухой человек и стараются всеми силами объяснять всё понятными и простыми словами. Так не надо. Будет проще, если человек будет общаться текстом.

Вообще, знание РЖЯ — русского жестового языка — упрощает общение между глухим и слышащим. Но самое главное, чтобы к нам относились так же, как и к остальным слышащим. На равных. Неважно, насколько слышащий хорошо знает РЖЯ. Нам будет приятно видеть, какое отношение к нам проявляют и, если что, всегда поможем с языком.

Насколько Россия вообще адаптирована для глухих людей?

Примерно никак, нам очень некомфортно. Нет достойной образовательной методики, адаптированной для глухих. Проучившись в двух разных школах и закончив их, я так и не получила ничего, кроме аттестата и хороших друзей. Да и сам аттестат или диплом не помогают в устройстве на работу.

На вокзале через динамики раздаются объявления о смене платформы. Это очень неудобно для людей с нарушениями слуха.
На вокзале через динамики раздаются объявления о смене платформы. Это очень неудобно для людей с нарушениями слуха.

Другая важная проблема — большую часть важных сообщений в городе передают голосом. На вокзале раздаются объявления об отмене поезда или смене платформы. Через динамики. А мы просто стоим, не понимая, что происходит. Нам приходится самим выкручиваться: спрашивать у людей, что тут случилось, или просто идти следом за толпой.

Как происходит взаимодействие с государственными сервисами?

По-разному. К примеру, поход в МФЦ не такой уж и трудный, там приходится просто писать на бумаге или в заметках. Там все и всё объясняют просто и понятно. С проблемами не сталкивалась. Некоторые приводят с собой переводчика, чтобы решить какие-то сложные вопросы.

В поликлинике иногда бывает трудно. Не все врачи настроены дружелюбно. Когда я говорю, что я глухая и прошу писать на бумаге, они как будто назло говорят и говорят. Либо закатывают глаза или гримасничают. Согласись, неприятно видеть, когда к тебе так относятся. Чаще всего хожу в платную клинику с вежливым и адекватным персоналом. Если что-то непонятно, всё спокойно объяснят, а не так, как в районной поликлинике.

В чём слышащие недооценивают глухих?

Почти во всём! Мы можем слушать музыку и получать от неё удовольствие, смотреть фильмы и сериалы. Да что там, и в космос можем отправиться, и самолётом управлять. В США и Австралии есть глухие пилоты. Беда в том, что всё создано слышащими для слышащих, а нам приходится подстраиваться.

Получается, найти работу довольно сложно?

Это точно. Чаще отказывают из-за отсутствия слуха. «Как ты будешь разговаривать с покупателями?». «Как ты услышишь, когда я буду тебя звать?». Многие работодатели боятся ответственности за глухих.

Другая частая причина — неграмотность. Когда работодатель поймёт, что человек не только глухой, но ещё и неграмотный, он, скорее всего, откажет ему. Но всё зависит от вакансии. Грузчик, рабочий на заводе, уборщик, дворник, маляр, таксист. На такие вакансии спокойно берут глухих.

Где ты работала и работаешь сейчас?

Раньше — в KFC, а недавно устроилась в Рокет. Я работаю в поддержке для неслышащих клиентов банка. Их у нас больше тысячи, и с каждым месяцем становится всё больше. Переписываюсь с ними, либо разговариваю на РЖЯ через видеочат.

В Рокетбанке работает поддержка для неслышащих и слабослышащих клиентов.
В Рокетбанке работает поддержка для неслышащих и слабослышащих клиентов.

В нашем отделе есть ещё несколько ребят с инвалидностью по слуху, вместе с ними мы помогаем не только слабослышащим клиентам, но и работаем с запросами обычных клиентов, так как проходили обучение наравне с остальными сотрудниками поддержки.

В прошлом году у нас появился проект «Рокетбанк без границ». Вдохновитель и руководитель — Серёжа Разумов. Сейчас у нас в полную мощь работает поддержка для неслышащих и слабослышащих клиентов. Также в банке адаптировали приложение, сайт и все сервисы для незрячих людей. А с недавних пор в компании появился новый младший офис-менеджер — девушка с синдромом Дауна. В Рокете рады всем!