Балтика. 2018 г. Катастрофа Ка-29 .Вертолет совершал посадки на корабль, который проходил испытания. Экипаж - инструкторы, которые разрабатывали рекомендации для посадки на этот корабль. Четыре посадки было совершено штатно, на пятой возникли проблемы и произошло то, что произошло. Машина была обновлённой, после капремонта.
А лётчики всё равно стремятся в небо.
… Летчиков нельзя отнести к самым разумным представителям рода человеческого. Это будет не политкорректно. Напротив, право на глупые лихие поступки остается за ними. Без него не будет кино о воздушных хулиганах и станет скучно. Но, лучше скучать, чем за лихачей переживать!
"Летающий Переводчик вспоминал:
-Рутинный вылет- проверка работы двигателей. Уже заходили на посадку, сообщили диспетчеру о намерении сделать «коробочку» -круг над аэродромом. Вылет заканчивался и Переводчик задумался о своем. Вдруг вертолет резко пошел к земле, коснулся полосы и побежал по ней. Свернул на рулежку и таксировал (ехал) до ангара. Во время посадки Переводчик увидел прямо по курсу заходивший тоже на посадку с другого конца взлётной полосы пассажирский Боинг. Он был высоко и далеко, но испугался встречной вертушки, правым разворотом ушел на второй круг с набором высоты. Приземлился минут через пятнадцать. Диспетчер аэропорта ругался. Летчик, в ответ на причитания Диспетчера, заметил: — Что, у него глаз нет? Я бы пять раз сел! И только много позже признался, что нарушилась синхронизация и он пошёл на экстренную посадку.
Глупости делают и создатели авиационной техники. Летали на проверку спускаемой гидроакустической станции, на различных режимах — часа полтора. Устали. Сели, зарулили к ангару, закурили еще в машине. Подбегает индийский моряк с вопросом -где дверь грузового отсека? Вопрос был настолько странным, что Переводчик ответил автоматически: -по штирборту (левый борт). — Ее там нет, сэр! Летчик и Переводчик выпорхнули из кабины и уставились на дверной проем левого борта, высотой полтора, шириной — метр. Двери не было! На кожухе левого ходового двигателя была горизонтальная царапина длиной с полметра, однозначно указывающая на путь следования этой дверки, весившей килограмм 80. Если бы она пошла чуть ниже, то срубила бы шайбу хвостового оперения, если бы чуть выше -побила бы лопасти. Любая дорога этой дверки, кроме избранной, вела к падению вертушки и горькой судьбе родственников экипажа. Разбор полета выявил Глупость конструкторов. У двери была возможность аварийного сброса — желтый рычаг, рывок вниз и пинок ногой по внутренней поверхности. Удар ногой посчитали излишним– дверь должна была выпадать после опускания рычага. Но! За этот рычаг было удобно хвататься при залезании в машину с грунта. Хватались за него все, но кто- то не вернул в исходное положение и не зафиксировал этот рычаг. Во время полета рычаг отошел и дверка упорхнула. Так возникают аварийные ситуации с участием человеческого фактора, разруливает которые только везение.
PS.
Александр Чередниченко летчик-испытатель 1-го класса АО «Камов» об искусстве карабельного лётчика:
… Кажется, что корабль находится где-то в каком-то космическом пространстве, без всякой привязки к поверхности моря, к линии естественного горизонта. Ночью складывается такое ощущение, что просто в черном пространстве горит лампа, и ты пытаешься на нее попасть. У человека могут создаваться определенные иллюзии относительно восприятия пространственного положения вертолета
Методики выполнения взлетов и посадок в условиях плохой видимости или ночью написаны кровью летчиков.
Если ты не видишь ни естественного горизонта, ни поверхности воды, то визуально привязываться к поверхности палубы нельзя. Так как если ты к ней привяжешься, то начнешь непроизвольно вводить вертолет в колебания и никогда не выполнишь посадку нормально. Приходится абстрагироваться от качающейся поверхности палубы, использовать инструментальные средства, системы посадки, которые помогают летчику
А лётчики всё равно стремятся в небо.