Найти тему

Конструктивная критика в отношениях, или как правильно критиковать

В человеческих отношениях любого рода (семейных, дружеских или даже рабочих) важно помнить один важный момент: нужно не только слушать, но и слышать друг друга.

Эти два понятия часто путают, а то и совсем не различают. Ведь конфликты нередко возникают на почве недопонимания, когда собеседники просто не могут вести конструктивный диалог и, соответственно, не способны прийти к адекватному решению. Каждый человек имеет свой взгляд на мир и пытается донести свою точку зрения окружающим. Кто-то сдержанно и спокойно объясняет, почему он думает именно так, а кто-то вечно выражает недовольство и не желает слушать кого-либо, чье мнение отличается.

Критика — это очень тонкое искусство, ведь всегда есть риск испортить отношения. И в большинстве случаев дело не в содержании сказанного, а в эмоциональном посыле.

Желание критиковать может появиться из-за банального желания показать власть или самоутвердится. И нужно отличать такой вид критики от реального желания помочь. Очень часто во время конфликта люди настолько увлечены ссорой, что совершенно забывают, что их цель не внушить человеку, что он неправ, а решить проблему путем изменения противоположной точки зрения.

Чтобы критика не стала причиной ссоры, важно следовать нескольким принципам конструктивной критики:

1. Изменение формулировки без изменения смысла
Гневные фразы: «Ты не сделал» или «Ты сделал все не так, как я просила» не имеют никакого смысла. Намного важнее в данном случае сконцентрироваться именно на демонстрации тех перемен, которых ожидаете. Если партнер разбрасывает вещи по дому, можно спокойно показать, как правильно складывать ту или иную вещь и объяснить, как это удобно — держать вещи в порядке. Также выходом может быть совместная покупка нового шкафа или контейнера для одежды. Простая демонстрация любви станет отличным помощником, например: «Милый, я так люблю, когда все вещи аккуратно сложены. Наша квартира становится такой чистой и уютной».

2. Позитивный настрой
Избегая конфликтогенов (слова и фразы, которые превращают беседу в конфликт), вы снижаете градус изначально неприятного разговора. Не стоит начинать беседу с негатива, ведь партнер не должен сразу воспринимать ваше мнение в штыки. Агрессия только испортит настроение и помешает найти компромисс.

3. Готовность к компромиссу
Если действительно хотите решить проблему и помочь своему партнеру, а не самоутвердиться, то следует понимать, что компромисс — самый лучший вариант, который удовлетворит обе стороны. Не нужно стоять на своей абсолютной правоте, указывая мужчине на действия, которые считаете верными. Это вновь приведет к недопониманию и ссора продолжится. Любить — значит, идти на уступки.

4. Никто не идеален
Именно эту аксиому стоит вспоминать в те моменты, когда очень хочется кого-то раскритиковать. Нужно уважать любые чувства, а особенно чувства любимого человека. Все совершают ошибки, это неизбежно. Важно в такие моменты не унизить человека, а попытаться помочь: предложить свой вариант решения, дать понять, что все делается только ради общего блага.

5. Не переходите личности
Не всякий плохой поступок делает человека плохим. Можно выразить свое мнение насчет данной ситуации, сказать, что конкретно не нравится, но категорически нельзя унизительным фразами давать оценку его личности.

6. Критика – это личное
В отношениях находятся только двое, поэтому любое недовольство не должно высказываться на публике, даже если это самые близкие друзья или родственники. Ведь абсолютно любой человек боится упасть в грязь лицом на людях. Демонстрация уважения к партнеру — важная часть конструктивной критики. Стоит дать человеку время для формулировки мысли, стараться не перебивать и обязательно поблагодарить за то, что выслушал.

Здоровая критика, конечно же, пойдет на благо отношениям, главное — не увлекаться и не стать зависимыми от нее. Благие намерения, уважение к партнеру и искреннее желание помочь — вот залог успешных отношений.