Ответ на данный вопрос – прерогатива профессиональных психологов. Тем не менее, взглянуть на проблему с другого ракурса может оказаться полезным. Тем более, что в шкуре мнительного пациента зубного врача нам также доводилось побывать. И есть возможность поделиться советами по преодолению страха перед стоматологом с обеих сторон. Разбора причин зарождения дентофобии (Дентофобия (стоматофобия) – боязнь стоматологического лечения. Пациенты, страдающие дентофобией, часто обращаются к стоматологу только в крайних случаях, таких как острая зубная боль или воспаление.) предпринимать не будем, а сразу перейдём к практическим советам.
1. Вы никогда ранее не лечили зубы.
Мы все в той или иной степени боимся чего-то нового – того, что приходится делать первый раз. Страх перед неизвестностью – естественное чувство человека, обладающего хотя бы маломальским воображением. Одни преодолевают его легко, для других каждая победа – это без преувеличения личный подвиг.
Совет 1:
Найдите в собственной биографии эпизод удачного преодоления страха перед неизвестностью. Обратите внимание, как спокойно вы сейчас переносите то, к чему когда-то первый раз с трепетом готовились, но всё же решились осуществить.
2. Вы никогда ранее не лечили зубы, но наслушались много ужасов от тех, кто со стоматологическим кабинетом познакомился до вас.
Конечно, с негативным предубеждением справиться гораздо труднее, чем просто со страхом неизвестности. Но если внимательно покопаться в собственной памяти, можно обнаружить события, исходно казавшиеся пугающими, но благополучно разрешившимися впоследствии..
Совет второй:
Постарайтесь учиться на чужих ошибках и отнеситесь к подбору специалиста ответственнее. Чем ниже стоимость лечения, тем выше у вас риск повторить печальный опыт знакомых (в дорогой клинике тоже можно столкнуться с неприятностями, но шансы значительно ниже).
Совет третий:
На первом приёме лучше ограничиться одной лишь консультацией – посмотреть на врача, привыкнуть к нему, задать все интересующие вопросы. Обязательно предупредите о своих опасениях и страхах. Отметьте реакцию доктора, степень его готовности к индивидуальному подходу . Если психологический контакт чем-то вас смущает – лучше не экспериментировать и поискать другого стоматолога.
Совет четвёртый:
Если у вас несколько проблем в полости рта – начинайте их устранение с самой несложной. Проще всего с профессиональной гигиены. Она требуется большинству пациентов, практически не имеет осложнений и относительно малоболезненная.
3. Вы ранее лечили зубы, и личный опыт оказался неудачным.
В этом случае выход найти сложнее всего, но всё же не так безнадёжно. Для начала следует определить все основные причины, сформировавшие отрицательный образ стоматолога в вашем сознании. Наиболее часто встречающиеся из них:
- боль во время приёма;
- боль после приёма;
- неудачный результат лечения;
- возникновение осложнений;
- антураж стоматологического кабинета (звук бормашины, запах лекарств, вид инструментов и пр.).
Давайте разбираться в этом:
Вам было больно лечить зубы раньше.
Ранее использовались анестетики предыдущих поколений – новокаин и лидокаин. Это наиболее вероятная причина болезненности при лечении.
Совет пятый:
Просите использовать самую эффективную анестезию. Среди местных анестетиков таковой является в настоящее время артикаин (4%-ный раствор с адреналином). Коммерческие названия: «Ультракаин», «Убистезин», и др.
Совет шестой:
Если есть выбор, лучше начинать лечение с верхних зубов.
Совет седьмой:
Если самый лучший анестетик не эффективен даже при лечении зубов на верхней челюсти, то не нужно мучить самого себя – ищите стоматологию, использующую наркоз, а ещё лучше – седацию. Седация результативна во всех случаях.
Само лечение в кресле стоматолога проходило безболезненно, но последующий постоперационный период протекал крайне неприятно.
Боль, отёк, температура, упадок сил в течение нескольких дней после стоматологических операций пациентов пугает больше, чем сам приём. Но все эти проблемы возникают только при достаточно инвазивных вмешательствах (сложные удаления, костная пластика и т.п.).
Совет восьмой:
Вам следует предупреждать тяжёлые ситуации заранее, не доводя до них. Лечите зубы на ранних стадиях заболевания. Для этого регулярно наблюдайтесь у стоматолога.
Совет девятый:
Если всё же время упущено, то при прочих равных выбирайте доктора, ориентирующегося на менее инвазивное вмешательство. Для этого необходимо вникать в подробности операции, но другого способа разобраться и сделать правильный выбор не существует.
Предыдущее лечение было безболезненным, но бестолковым.
Здесь пациент испытывает больше не страх, а отчаяние. И переживает, что опять все усилия пропадут зазря. Перебороть его можно только положительным опытом лечения. Опять необходим основательный подбор квалифицированного специалиста.
Совет десятый:
Расспросите доктора о прогнозах всех вариантов лечения. Не соглашайтесь на сомнительные процедуры (особенно дорогостоящие), вероятность успешного результата которых ниже 50%. Не пытайтесь «спасти» зубы любой ценой. Если по прогнозу доктора зуб не прослужит и одного -двух лет, нет смысла бросать все средства на его сохранение. Критично относитесь и к чрезмерно оптимистическим прогнозам со стороны стоматолога. «20 лет гарантии» или «всю жизнь простоит» - очень неправдоподобные обещания.
Лечение в прошлом было омрачено каким-то памятным осложнением.
Перекрыть положительными действиями такую неприятность – крайне трудная задача. Главная сложность в том, что скорее всего вашей вины в возникновении этого осложнения нет совершенно никакой. А, следовательно, приходится полностью полагаться на умение врача, везение и высшие силы. Возможности контролировать процесс самому, выбирая максимально осторожную тактику, почти нет.
Совет одиннадцатый:
Объясните врачу насколько важен для вашего спокойствия даже косвенный контроль над лечением. Попросите его насколько можно подробно рассказывать о предстоящих манипуляциях, , и самое главное, предупреждать о любых изменениях в ходе процесса. Если в ходе лечения выявляются новые важные обстоятельства, врач должен остановиться, проинформировать вас и предложить пересмотреть план лечения (либо дождаться согласия продолжать действовать по прежнему плану). К сожалению, не всегда это можно сделать. Но и далеко не мало возможностей для такого варианта совместной работы стоматолога и пациента. Чаще всего они игнорируются врачом, а пациент смущается о них лишний раз напоминать.
Вам страшен уже один вид, звук, запах стоматологического кабинета.
Сопутствующие ассоциации вторичны. Как только будут нивелированы главные причины страха, должны исчезнуть и вспомогательные. Если же они настолько значительны, что сами по себе становятся труднопреодолимым барьером к лечению, лучше будет привыкнуть к их безопасному воздействию на ком-нибудь другом.
Совет двенадцатый:
Попросите разрешения у врача, присутствовать в кабинете при лечении своего (более хладнокровного) родственника или знакомого,друга. Посидите , посмотрите, послушайте, оцените спокойствие другого пациента и работу врача. Привыкайте к звуку работающей бормашины или виду инструментов, голосу врача или довольной улыбке окончившего лечение пациента – и вам легче станет самому пройти этот путь.
Но, до начала применения предложенных советов необходимо задать себе вопрос: «Хочу ли я избавиться от страха перед стоматологическим лечением?». Если Вы ответили да, можете применять наши советы на практике.
И еще один совет … нет это даже не совет , а просьба.
Идя на приём к врачу, постарайтесь стать чуточку дружелюбнее. Мы понимаем, что Вам самим нелегко и не до излучения вселенской радости. Помощь и поддержка нужна прежде всего Вам самим. Но не забывайте, что врач – тоже человек. Вид бесконечно хмурого пациента, занявшего круговую оборону и всем своим видом демонстрирующего, что главная его цель – не сдаться вооружённому противнику в белом халате, мало располагает и доктора к благодушному настроению. Попробуйте свести к минимуму вашу враждебность к очередному представителю сословия докторов, даже если у вас есть веские причины и претензии из-за явной вины его предыдущих коллег. Предоставленный шанс начать всё с нуля – уже неплохое начало, а маленький шаг навстречу и вовсе может стать катализатором развития прекрасных отношений и достижения превосходного результата. Самый простой такой шаг – улыбка. Поделитесь с доктором своей улыбкой при первой же встрече – и она не раз ещё к вам вернётся.