Когда стала объяснять каждый шаг и каждое действие, у меня кардинально поменялось общение с детьми. Исчезли конфликты в обычной жизни, а на уроках мы тратим меньше времени на выполнение упражнений.
Трачу больше времени = трачу меньше времени
Я знаю, что это звучит абсурдно, но если подробно объясняешь, зачем ребёнку тратить время на выполнение какого-либо действия, то ты тратишь меньше времени.
Ребята, мы выписываем словосочетания из предложения, чтобы впоследствии быстрее определять второстепенные члены предложения и границы оборотов. Видите, эта тема не только для 5 класса. Она пригодится нам и в 7, и в 8, и в 9 классе.
После такого дети не сопротивляются, а спокойно приступают к работе. Именно поэтому я никогда не говорю просто номер упражнения.
"Зачем объяснять орфограммы на письме?" - спрашиваю у более старших классов. Класс сам формулирует причину, по которой им стоит качественно сделать работу. "Мы объясняем орфограммы, чтобы выучить правило и писать грамотно. И чтобы время дома на это не тратить, а учить всё сразу на уроке", - почти хором отвечают мне.
Проговаривая причину выполнения того или иного задания, я показываю детям их личную выгоду от работы. Поверьте, дети не глупые. Разве будут они делать что-то плохо, если лично заинтересованы в хорошем результате или банальной экономии своего драгоценного времени?
То же самое с сыном. Ему ещё нет двух лет. Перед магазином сажусь рядом с ним и спокойно рассказываю, как сейчас пройдём по магазину, как он поможет мне выбрать самые лучшие овощи и фрукты, как сам возьмёт себе печеньки. А потом мы соберём всё вот в эту сумку (показываю сумку) и пойдём на качели. Ребёнок знает очерёдность, поэтому не истерит.
С каждым разом объяснение причины будет занимать всё меньше времени. Вот вы и сэкономили время и нервы. Но это ещё не все бонусы.
Страх из-за плохой оценки
Многие дети сознательно или бессознательно избегают тех действий, которые вызывают у них страх. Яркий пример - это просьба выполнить работу на листочке. Сразу начинается возня, поиски ручки, вопросы про дату и место написания фамилии, вздохи и ахи.
Самостоятельная работа - это же не всегда ради отметки, да? Иногда учителю нужно знать, на каком уровне сейчас класс. Так почему не сказать об этом детям?
Ребята, я попрошу вас сделать кое-что. Мне нужно узнать, кто из вас тему понял, а кому нужно будет помочь и дать ещё немного времени. Я не могу качественно готовить уроки, пока не пойму это. Сейчас каждый из вас будет выполнять работу, отметку за которую ставить не буду. Но мне крайне важно, чтобы вы не списывали. Даже не подглядывали. Даже не проверяли друг у друга. Понятно, почему мне это так важно?
Дети спокойны, а вы получаете объективную картину усвоения знаний. И не тратите ни свои нервы, ни силы на постоянный контроль за выполнением работы. Потом это сократится до предложения: "Без списываний, потому что это для моей качественной подготовки к вашим урокам".
Как всё меняется
Сперва на объяснение уходит много времени. Дети не привыкли к такому обращению, ведь взрослым легче сказать: "Делай!". Вы будто опускаетесь на эмоциональный уровень ребёнка, который хочет гулять, а не сидеть в классе, качаться на качелях, а не ходить по магазинам. И спокойно ему объясняете: "Я тебя понимаю. Так давай быстро и хорошо сделаем необходимые нам или тебе занятия, а потом освободимся!"
Да, не всегда всё проходит гладко и ладно. И бывают ситуации, в которых ребёнок занимает принципиальную позицию. Но в большинстве случаев это значительно прощает общение как с маленькими детьми, так и с подростками, как с одним учеником, так и со всем классом.
---Рекомендации автора---
Книга, которая помогла мне найти общий язык с подростками. В "Лабиринте" и в "ЛитРес".
Спасибо за доверие!
#полезные советы из учительской